Воспитательно-трудовых колоний в стране одиннадцать, одна из них предназначена для девушек. В ней отбывают наказание около полусотни человек. Содержание их в колонии напоминает распорядок пионерского лагеря строго режима. Они свободно гуляют по территории колонии по два часа в сутки, а остальное их время строго регламентировано — учеба, получение профессиональных навыков, работа... Говорят, что там красиво, уютно и чисто. Совсем не так, как было у воспитанниц при жизни на свободе, и чаще всего не так, как будет сразу после освобождения. По словам начальника 1-го отделения социально-психологической службы Мелитопольской воспитательной колонии Инны Усатовой, большинство девушек, отбывающих в колонии наказание — это дети из неблагополучных семей, предыдущие условия жизни провоцировали их на совершение преступления. «Они плохо знакомы с законодательством, насилие зачастую воспринималось ими как норма жизни, — говорит Инна Ивановна. — Если раньше довольно часто в колонии можно было встретить тех, кто совершил кражу, то сейчас отбывающих наказание именно за такое преступление стало значительно меньше, а число тех, кто совершил тяжкие преступления, в исправительном учреждении увеличилось». Однако это вовсе не означает, что характер преступлений, которые совершаются несовершеннолетними, становится более тяжелым. Дело в том, что отношение к наказаниям за преступления в Украине за последнее десятилетие стало меняться. У нас заговорили об альтернативных его формах и уже делаются определенные шаги по внедрению в жизнь этой идеи. Об этом и шла речь на недавнем семинаре «Соблюдение прав несовершеннолетних при задержании и пребывании в заключении». Его организаторами выступили Директорат по правам человека Совета Европы «Донецкий мемориал» и Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний.
Альтернативные формы наказания применяются к тем, чье пребывание в обществе не несет угрозы окружающим. Новым Криминальным кодексом определяется 12 видов наказания, из которых пять связано с лишением свободы человека, а семь — альтернативных (общественные и исправительные работы, штрафы, лишение специального звания или специального права...). Альтернативные же наказания для несовершеннолетних в основном заключаются в том, что раз в месяц они должны отмечаться в соответствующих органах. Уделять достаточно внимания им не представляется возможным из-за малого штата работников. Специалисты отмечают, что такое альтернативное наказание оборачивается двухмесячным испугом для молодого человека, и ничем более. Количество несовершеннолетних, в альтернативной форме отбывающих наказание за преступление, составляет примерно около 9 тысяч.
Еще одним важным моментом демократизации нашей жизни является необходимость введения ювенальных, то есть специализированных судов для подростков. У нас до сих пор несовершеннолетних судят, как взрослых, не учитывая особенностей подросткового возраста. Один из инспекторов признался, что подростков, как и взрослых, заставляет выучить наизусть все пункты того, что ему запрещено делать и что его ждет за нарушение порядка отбывания наказания. Однако на тренингах выяснилось, что знать и выполнять — для подростков совершенно разные вещи, они считают, что закон нарушать можно, главное в том, чтобы хорошо «замести следы». Как научиться преодолевать свои проблемы они не знают. Интересно, что в Америке участие в программах по приобретению тех или иных навыков является обязательным, если суд решает , что это поможет человеку в его ресоциализации. У нас же пока такое не практикуется.
Самыми незащищенными с точки зрения закона являются те несовершеннолетние, которые находятся в следственном изоляторе в ожидании суда. Без контакта с внешним миром им приходится жить в среднем по полгода, а некоторым и по году. Специалисты утверждают, что психологические проблемы, связанные с изоляцией, очень сложно преодолевать даже взрослому. У пребывающих в изоляторе подростков снижаются познавательные процессы, отрицательные эмоции превалируют над положительными, снижается активность и настроение, отмечается высокий уровень тревожности, истощение нервной системы. Сокращение времени судебного разбирательства, вынесение приговора в более короткие сроки существенно могло бы улучшить ситуацию. В Харьковском СИЗО для соблюдения прав подростков на информацию и обучение стали применять демонстрацию телепередач, а также программ, записанных на видео, на темы, важные для задержанных несовершеннолетних. Это благотворно сказалось на их состоянии. Валерий Рябуха, старший преподаватель Черниговского юридического колледжа, сказал «Дню»: «Когда человек долго живет в изоляции, он адаптируется к жизни в этой замкнутой среде и теряет навыки жизни по тем правилам, которые действуют на свободе. Наказание должно содействовать исправлению души человека, давать ему возможность учиться понимать взаимосвязи в обществе, не чувствовать себя никому не нужным балластом» .
Интересен в этом плане опыт Британии. Осуждение к наказанию общественными работами там определяется от 40 до 240 часов. Эти работы выполняются в свободное от основной работы время. В Ноттингеме, например, эти работы проводятся по четырем направлениям — помощь инвалидам, работы по благоустройству города, изготовление мебели и ремонт старых велосипедов. Отремонтированный велосипед или изготовленная мебель лично вручается осужденным человеком, поработавшим над этими вещами, как подарок какому-нибудь ребенку или инвалиду. Организации, занимающиеся организацией таких работ, называются службами пробации, и со временем в у нас в Украине должны появиться их аналоги. По крайней мере, в Государственном департаменте Украины по исполнению наказаний об этом уже серьезно задумываются. Есть данные зарубежных ученых, согласно которым восемь несовершеннолетних из десяти, побывавших в местах лишения свободы, склонны к рецидиву. Для взрослых людей этот процент значительно меньший. В силу своего возраста подростки очень подвержены влиянию, как отрицательному, так и положительному. Они только ищут свой путь в жизни, и им очень нужна помощь для реализации себя.
Глава правления Международного общества прав человека (Украинская секция) Андрей Сухоруков считает, что совершивших преступление несовершеннолетних нужно окружить вниманием сильных положительных личностей, чтобы сбить романтическое восприятие преступного мира и разрушить восприятие профессионального лидера как идеала. Андрей Сухоруков убежден в том, что жизнь сбившихся с пути подростков в местах лишения свободы нужно «стилизировать» под жизнь обычных детей и сосредотачивать их внимание на школьных занятиях, а не на усиленной охране и колючей проволоке.