Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Андрей САДОВЫЙ: «Никому ничего не нужно передоверять»

Мэр Львова — о новой власти в Украине, люстрации и роли местного самоуправления
28 февраля, 2014 - 12:45
26 ФЕВРАЛЯ. ИНИЦИАТИВНЫЕ ЛЬВОВЯНЕ ПРОВЕЛИ АКЦИЮ В ПОДДЕРЖКУ НАСЕЛЕНИЯ КРЫМА / ФОТО РОМАНА БАЛУКА

Разговор с мэром города Львова Андреем Садовым состоялся 26 февраля, а это день, как писала газета «День», когда «Регионы находят общий язык» (см. «День» №36 (4159) от 27.02.2014): Львов говорил на русском языке, Донецк и Одесса — на украинском. Соответственно, как и положено в этот день, спросила пана председателя, общается ли он по-русски? В ответ услышала... монолог Чацкого:

— А судьи кто? — За древностию

  течение

К свободной жизни их вражда

 непримирима

Сужденья черпают из

 забытых газет

Времен Очаковских и

 покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе

Поют все песнь одну и ту же

Не замечая о себя:

Что старее, то хуже...

 И так далее.

— И где вы, Андрей Иванович, сегодня декламировали Грибоедова?

— Журналистам всех национальных телеканалов, причем с самого утра. Лого нашего города известно всем — Львов открыт для мира. А это означает open to the world, открыт для мира, оdkryty swiecie... Это наша философия, это у нас в сердце!

После событий на прошлой неделе «День» отметил, что настоящая борьба за Украину только началась. Как вы оцениваете новую команду власти, которая формируется в настоящий момент? Какими, на ваш взгляд, должны быть самые первые шаги новой власти в Украине?

— Прежде всего, на ответственные должности нужно приглашать самых профессиональных людей, которые знают, что такое государственное управление и имеют твердость. Я бы очень хотел, чтобы среди людей при власти был, например, Евгений Марчук, который до сих пор имеет добрую слыву в Министерстве обороны, которого знают как державника. В Украине очень много мудрых людей, которые должны быть привлечены к сверхсложной ситуации, сложившейся в государстве, — и в плане экономики, и в плане политики, и в плане вообще выстраивания завтрашнего дня.

Нужно ли сейчас проводить люстрацию? Какими должны быть ее критерии?

— Каждый руководитель, когда принимает на работу людей, формирует коллектив, должен нести персональную ответственность за свою команду. И, бесспорно, это люди, которые должны быть преданы делу, которые не запятнали себя коррупционной деятельностью и будут жить и работать для государства. То есть, прежде всего, говорю о персональной ответственности, которая в перспективе дает шанс либо быть в политике, либо не быть в политике.

Каким должен быть диалог новой команды власти со всеми регионами страны? Регионов между собой? На каком «языке» разговаривать с жителями регионов, которые не поддержали Майдан?

— Прежде всего, люди должны иметь от власти правдивую информацию. Революция в Украине — это Революция Достоинства. Главная цель революции — объединить всех людей, которые хотят жить в нормальной стране. Они восстали против олигархов, которые над ними издеваются, хотят, чтобы люди работали за малые деньги и были молчаливыми рабами. Этого никогда не будет. Поэтому политические элиты сегодня должны садиться за круглый стол, снимать галстуки и открыто, откровенно говорить. Есть десять заповедей Божьих. Большинство политиков являются христианами. Поэтому, уважаемые, берите эти заповеди за основу. Вы все ходите в церковь, верите в Бога, но почему-то в работе о заповедях Божьих забываете. Не нужно быть двуликими. Будьте сами собой, потому что все должны помнить: есть суд человеческий, а есть — Божий. И каждый будет на нем стоять. Точка.

Какова роль местного самоуправления в стабилизации ситуации в стране? Что можно и нужно делать на местах? Вы, можно сказать, один из первых городских мэров в Украине, кто поддержал события на Майдане...

— Я всегда был вместе с обществом, которое доверило мне руководить городом... Относительно Майдана... Я еще 21 ноября в «Фейсбуке» пригласил общество приходить ни вече. И это было вече, на которое пришло очень много студентов, и, собственно, с этого начался Майдан. Потом пошла динамика по Киеву, другим городам... Это наш шанс, и мы не должны его потерять. Сегодня каждый день очень важен — вера в Бога и большая работа! И мы будем счастливы.

В эти сверхтяжелые дни львовяне сделали то, что, казалось, нереально. Говорю и о практически непрерывной мобилизации горожан на Киев, и о благотворительности, и о разнообразных формах самоорганизации, в том числе — ночном патрулировании по городу, что является очень непростым делом, и об отказе на неделю от продажи алкоголя, и об инициативе предоставления правовой помощи, и о массовом выходе на уборку города после так называемой ночи гнева... Как это все удалось организовать?

— Небесная сотня погибла за всех нас, чтобы мы все были живы и счастливы. Мы должны заботиться о своих семьях и своих городах. Вопрос безопасности всегда был, есть и будет вопросам №1. Поэтому, когда мы предложили людям приобщиться к работе муниципальной дружины, патрулировать по городу, я не услышал ни одного отказа. Я почувствовал единственное — большое желание это делать, что и видим каждый день. И будем делать это до тех пор, пока во Львове не будет переформатирована милиция, не придут на должности люди, которые будут иметь доверие и постепенно эту работу возьмут на себя. Но общественный контроль должен оставаться уже постоянно. Должна быть координация. В перспективе будет принято соответствующее законодательство, чтобы городская милиция была в подчинении органов местного самоуправления. Главное, чтобы было ДОВЕРИЕ. Если нет доверия, невозможно работать. И вообще нужно предпринимать следующие шаги в нашем государстве — после президентских выборов, когда изберем Гаранта Конституции, нужно идти на следующие выборы — парламентские, в органы местного самоуправления, чтобы у руля были люди, имеющие доверие. Потому что нам нужно идти на очень непростые реформы, а это могут сделать люди, готовые свой рейтинг сжечь, а для этого нужно этот рейтинг иметь. Сегодня же при власти, к величайшему сожалению, очень много людей, которые держатся за кресло и ничего делать не хотят. Потому что если что-то делаешь, можешь допустить ошибку, а если ничего не делаешь, этого не случится. А это, в той ситуации, в которой мы все оказались, — подло!

Можете ли, Андрей Иванович, сказать, что есть какой-то определенный участок работы, который дается сложнее всего?

— Вы же понимаете, что город — это мега-сложный организм. Сегодня, в условиях, когда не работает правительство, не работают государственные институты, когда на казначейском счету — 0,0, а люди должны получать зарплату, нужно финансировать те или иные работы, работать очень сложно! Но есть опыт и большое желание всех людей, чтобы город нормально развивался. Поэтому я не буду говорить сегодня о проблемах — мы их решим. Дай Бог, чтобы в правительстве появились люди, которыми будем гордиться, а не политики, которые получили путем перераспределения ту или иную должность и будут думать только о себе или о своей партии. Люди такое правительство сметут. Причем очень быстро.

Пан Юрко Шухевич твердо убежден, что столичный Майдан не разойдется. А как наш, львовский, Майдан?

— На самом деле, Майданом охвачен целый Львов. Да, есть памятник Шевченко, к которому приходят люди, но Майдан есть в сердце каждого. Важно, чтобы это было по всей Украине.

Андрей Иванович, после так называемой ночи гнева во Львове, вы обращались к взрослым львовянам, чтобы те забрали детей с ночных улиц, поскольку до 95 процентов погромщиков — подростки в возрасте 14 — 16 лет. Услышали ли вас родители?

— Как видите, погромов больше нет. Ночь гнева во Львове — это цунами. Я думаю, что участие в погромах принимали определенные факторы, которые направляли его в ту или иную сторону. Когда люди увидели кровь Майдана, эмоции начали зашкаливать. И это можно понять. Теми эмоциями умело кто-то воспользовался. Конечно, нужно будет провести серьезное расследование. Простые люди не должны понести за это никого наказания, потому что это была их искренняя эмоция. На ремонт помещений, думаю, средства найдем. Но в настоящий момент самое главное, чтобы в этих помещениях работали люди, достойные носить форму офицера — милиции или службы безопасности, работника прокуратуры.

Прочитала в сообщении городского совета, что будет демонтирован Монумент боевой славы Вооруженных Сил Советской Армии. Актуально ли в настоящий момент, учитывая политическую и экономическую ситуацию в стране, прибегать к таким действиям?

— В последние дни очень многие молодые людей имеют желание разгромить этот памятник. Считаю, что это неправильно. Во Львове имеем власть и в состоянии принять все мудрые решения. Но относительно монумента должно быть услышано мнение общественности, то есть должны быть проведены общественные обсуждения, и они уже начались. На мой взгляд, сегодня говорить о демонтаже монумента — не вовремя. Потому что есть крайне напряженная обстановка в Крыму, на Востоке Украины, и наши противники это будут использовать. Сегодня нужно бороться с коррупцией, заниматься тем, чтобы работала экономика. Всему — свое время. Нельзя бросать зерно, когда земля не прогрета. Тем более, на асфальт, политый кровью. Должна быть мудрость, и я верю в мудрость львовского общества.

Что должно делать гражданское общество, каждый из нас, чтобы не допустить повторения трагедии героев Майдана?

— Не иметь иллюзий, что можно кому-то что-то перепоручить. Кто сделал Майдан? Лидер? Нет! Майдан сделал народ. И это, действительно, миллионы людей. Они должны осознавать, что за этим первым шагом обязательно должны быть следующие. Никому, повторяю, ничего не нужно передоверять. Моисей 40 лет водил людей по пустыни, хотя этот путь можно было пройти за две недели. Он ждал, когда умрет последний раб. Этот раб у нас уже умер! Нужно сделать все возможное, чтобы он снова не родился.

С вашей точки зрения, как будут развиваться события?

— Я оптимист. Знаю, что мы перейдем через большие испытания, но они сделают нас сильнее. Много шелухи улетит, и останутся цельные люди, которые будут служить украинскому народу, — положат и душу, и тело. И это воля Господа Бога.

И в завершение вот о чем: вероятно, ни один из городов Украины не принимал такое количество раненых со столичного Майдана, как Львов. Ходят слухи по Украине, что во Львове — все «бандеровцы». Между тем на лечении и реабилитации в нашем городе — представители всех регионов Украины.

— Действительно, во Львове получили медицинскую помощь около двух сотен раненых в Киеве. Почему? Во-первых, потому, что во Львове очень высокий уровень медицинской помощи, очень квалифицированные врачи, которые отдают прибывшим всю свою энергию, все свое тепло. Но самое главное, наверно, то, что Львов — безопасный город, свободный город свободных людей. Поэтому все, кто приехал во Львов, будут всегда иметь здесь защиту, поддержку и понимание.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ