Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антитело мрачности-4

14 ноября, 2001 - 00:00

(Начало см. в «Дне» от 17, 24 октября и 6 ноября)

5 ТРИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ — И ПОЛНЫЙ ПРОВАЛ

Судя по выводам Даниэля Рабурдена в его репортаже «Будущее», столетие американского этатизма привело к настоящей социальной катастрофе. В течение тридцати лет, начиная с 1960, американцы в соответствии с рекомендациями левых, израсходовали пять триллионов долларов на социальную помощь государства. Все эти усилия не привели к снижению уровня бедности, а состояние социальных отношений даже ухудшилось: в частности, преступность выросла на 300%, внебрачные рождения увеличились на 400% (собственно, треть преступников — это безотцовщина), средний показатель школьных тестов катастрофически падает, и сегодня в США насчитывается 90 миллионов неграмотных, большинство которых все-таки учились в школе, 82% безработных получали помощь государства в среднем в течение пяти лет. Идеология левых вызывает отвращение американцев по большей части в трех моментах: им надоело платить чрезмерные налоги, им не нравятся направления развития, выбранные самими чиновниками, они больше не хотят видеть неэффективность проектов, на которые израсходованы их деньги. Таким образом, после двух столетий утопий (марксизм, эгалитаризм, экзистенциализм), работники неправительственных общественных служб способствуют расцвету человека, развивая естественные структуры.

5 ПРИНЦИПОВ — И ПОЛНЫЙ УСПЕХ

Марвин Оласский, профессор журналистики в университете Остина (Техас), добровольно жил среди бездомных. Из его исследования родился труд «Трагедия американского сочувствия», благодаря которому он стал одним из крупнейших политических экспертов по этому вопросу. Оласский излагает там пять принципов. Прежде всего, персонификация помощи, важность человеческой привязанности между носителем помощи и тем, кто ее получает. Тот, кто помогает своей копейкой и посвящает свое время, переживает за успех своего поступка. Получатель в ответ значительно глубже осознает весомость этого дара по сравнению с безликим чеком, присланным государством, и понимает, что он также должен приложить силы, чтобы выбраться из данной ситуации. Во-вторых, примирение: скорее завязать контакт с семьей, способствуя помощи и взаимоподдержке, чем заменить ее чиновником. Так как люди, завися полностью от общественной помощи, не склонны возвращаться к своим семьям. Третий принцип — дифференциация. Каждый человек нуждается в особой помощи: кто-то требует вашего времени, кто-то просто бутерброда, кто-то денег, кто- то поддержки, кто-то понимания и совета. А на это способна только личная и добровольная помощь. Государство же к такому различению неспособно. Четвертый принцип — труд. Благодаря ему все внутренние качества человека снова задействуются. Довольно часто носитель помощи предлагает какую-то мелкую работу: прополоть огород, покрасить дом... Этим он приучает его к ежедневной дисциплине, учит верить в себя и жить. Но законы труда в «слишком этатизированных» обществах отбивают охоту от таких маленьких занятий чрезмерными налогами. Наконец, возврат к Богу. «Последний принцип почти всегда присутствует в любой эффективной помощи», — утверждает Марвин Оласский. Ибо именно вера ведет к большим свершениям человечества. Исследование Ричарда Фримана, экономиста из Гарварда, показало, что верующая молодежь американских гетто (черные, испаноязычные меньшинства) дольше учится в школе, меньше принимает наркотиков и меньше совершает преступлений.

«ЗАЧАРОВАННЫЕ МЕСТА»

Отец Сирико, основатель Актонского Института религии и свободы, цель которого оживить сочувствие, заявляет: «Общественная помощь сохраняет причины бедности. Личная помощь даже с меньшими средствами всегда делает больше, чем помощь государства». Он напоминает, что в ХIХ столетии в Америке был один доброволец на двух бедняков. Милосердные акции, церкви, благотворительные общества эффективно залечивали социальные раны еще задолго до того, как 40 лет назад государство сочло себя незаменимым. Существуют тысячи мест, предоставляющих сегодня личную помощь в Америке, не беря ни цента от государства. Даниэль Рабурден называет их «зачарованными». Пастор Чарис Хомс вместе с добровольцами строит помещение для бедняков Атланты на средства спонсоров своей церкви, привлекая будущих жителей к участию. Программа «Гедз Ап» опирается на преданность добровольцев, которые за месяц учат неграмотных детей читать и писать, тратя лишь 50 долларов на человека. Больше того, последние становятся друзьями со своими наставниками. Сестра Дрискол в Чикаго руководит общежитием для бездомных женщин, наиболее действенным центром города благодаря господствующей в нем дисциплине: женщины не должны пить, должны возвращаться своевременно, соглашаться на любую предложенную работу и даже откладывать деньги. В то время, как обычно государственные общежития тратят 22 доллара на человека в день, сестра Дрискол — всего 7. Главное, — объясняет она, — точно определить то, в чем нуждается каждый, чтобы вернуть ему достоинство. Как правило дело не в деньгах». Чак Колсон помогает узникам. Основываясь на своем двадцатилетнем опыте в американских тюрьмах, он делает такой вывод: «Кризис, который мы переживаем, не удастся разрешить, увеличивая количество полицейских и тюрем, а только благодаря возвращению понимания сути добра и зла». Руководитель огромного собрания американских верующих Ральф Род утверждает: «Настоящая причина преступления — распад семьи. С того момента, как мальчики лишаются родительской дисциплины и социальной сублимации брака, мужчины теряют ощущение своих обязанностей».

АМЕРИКА БЕЗ КЛИШЕ

Заслуга Даниэля Рабурдена тройная. В своем репортаже «Будущее» он наверное впервые синтезирует последние положительные, по его мнению, суждения, чувства, действия и поступки, непосредственным очевидцем которых он был сам, проехав весь американский материк.

Больше того, Америка, чьи недостатки приписывали «капитализму», здесь впервые конкретно подается как государство с засилием коллективизма. Им однако противостоит движение одиночных общин, ширится везде, где живые силы вырабатывают антитела порожденным ей бедам. К успехам новых веяний внимательно присматриваются и за Атлантикой. Так, большой реформой общественной помощи, внедренной в США с 1996 под давлением общества, интересуются французы, обеспокоенные социальными волнениями в своей стране. На «значительное понижение до 50% числа лиц, которым предоставлена помощь в США в течение трех лет» и дальнейшее отступление бедности, наркомании и преступности — обращает внимание французский еженедельник «Conscience politique» («Политическое сознание»), ссылаясь на «Sосіеtе civile» («Гражданское общество») за ноябрь 1999 года.

Наконец, и в этом животрепещущая его значимость, репортаж Даниэля Рабурдена изображает вполне реальный мир, где снова появляются жизнерадостность и желание творить.

Это «американское возрождение» сперва прошло в душах, оно интересует всех людей доброй воли (неважно, к какому сообществу они принадлежали), поскольку их общим знаменателем является уважение Божьих законов, национальная независимость и личная свобода.

Зирка ВИТОШИНСКАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ