Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Археологи-профессионалы проигрывают «черным»

Виновато несовершенное законодательство Украины, равнодушие чиновников, социальный запрос и уровень сознания людей
24 декабря, 1996 - 20:23
СЕЗОН ДЛЯ АРХЕОЛОГОВ — ЛЕТО. ТОГДА МОЖНО ДЕЛАТЬ ОТКРЫТИЯ, УДИВЛЯТЬ НАС НАХОДКАМИ. ЗИМОЙ ОНИ АНАЛИЗИРУЮТ ВСЕ ТО, ЧТО СОБРАЛИ ЛЕТОМ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Не нужно лишний раз рассказывать о том, какое в Украины большое культурное наследие и какое существует отношение к нему. Так сложилось, что по большому счету, все культурные и археологические «запасы» держатся на энтузиазме профессионалов, которые переживают за потерю уникальных культурных и архитектурных памятников. В соответствии с ратифицированными международными конвенциями, охранять культурное наследие мы обязались перед всем миром. Тем не менее эксперты говорят, что состояние многих памятников культуры — в катастрофическом состоянии. Особенно это касается памятников археологии: всего — 65 тысяч, из которых 418 имеют национальное значение. По неофициальной статистике, в течение этого года треть из них (!) ограбили или уничтожили «черные» археологи и те, кто купил или «приватизировал» землю, например, с доисторическими курганами. Много таких уничтожили бульдозеры — более 1,5 тысяч. Археологов и специалистов, которые занимаются проблемой сохранения культурного наследия очень тревожит проблема «черной» археологии — незаконных археологических раскопок и тесно связанной с ней сферой теневого обращения для частных коллекционеров. Недавно Главный совет Украинского общества охраны памятников истории и культуры вместе с Ученым советом Института археологии НАН Украины обсудили эту проблему на общем заседании. Заместитель председателя Совета Николай ПАРХОМЕНКО поделился проблемами с «Днем».

— Николай Трофимович, почему мы так много теряем артефактов и можно ли этому чем-то помочь?

— Археологическое наследие составляет основной массив всего культурного достояния Украины — около 65 тысяч памятников, всего их — 130 тысяч. В то же время, существует и большая угроза потерять их. Мы все время говорим, что памятники архитектуры и градостроения в центре городов — под угрозой Это — само собой. Но археологическое наследие — под еще большей угрозой, поскольку в процессе распаевания земли они попали в частную собственность. Вместе с тем памятники археологии — это единственный вид памятников, которые являются государственной собственностью и не подлежат приватизации. Поэтому здесь есть противоречие: когда принимали Земельный кодекс, распаевывали землю, на это не обратили внимание. Ныне земля с памятниками археологии — курганами, городищами, валами — в частной собственности и с ними делают что хотят. Теперь урегулировать это очень трудно, поскольку памятники большей частью не нанесены на карты земли и о них часто не догадываются. Время от времени органы охраны культурного наследия и общественность дают информацию сельским советам — чтобы они знали, что у них есть в земле. Но, например, эксперт по Херсонщине сообщил, что каждый новый сельский председатель, который приходит, снижает эту документацию, чтобы не создавать себе помех на пути раздачи этой земли и свободного ее использования. Очень трудная проблема «черной» археологии — это, по существу, грабительская археология. Поскольку, например, в докладе заместителя директора Института археологии НАНУ господина Дениса Козака звучала такая «арифметика», что ныне официальных археологов в Украины не больше 300 — дипломированных, которые работают в научных заведениях, на кафедрах, в музеях или заповедниках. А роют культурный слой в десятки раз больше... Потому что есть социальный заказ: ныне в Украины очень модным стало частное коллекционирование — этим занимаются от сельских любителей до первых лиц государства. Это еще и экономически выгодно, потому что стоит дорого. Они себя позиционируют как хранители памяти, как сборщики культурного достояния, но вместе с тем они собирают то, что навсегда теряет место происхождения — что не попадает в культурное и научное обращение, поскольку они не могут признаться, какие источники происхождения имеет тот или иной археологический памятник. Ныне модными являются выставки из частных коллекций — с громким названием «Тебе, Украина». На самом деле они их украли у государства. Ныне Украина стала самым крупным Клондайком артефактов в Европе. Потому что ныне у нас работают не только наши «черные» археологи, но и также из соседних государств. Эти вещи, к превеликому сожалению, не попадают ни в коллекции музеев или заповедников, ни в научные учреждения. Их никто не описывает. Они попадают в частную коллекцию, а со временем — через выставки за границей — там и остаются. Больше всего страдает от «черных» археологов юг, потому что он наиболее богат памятниками, полевой сезон там — самый длинный, этому способствуют погодные условия.

— Как «черные» археологи находят исторические места? Эта информация является доступной для всех?

— Эти люди имеют то преимущество, что они используют такую современную технику, которой нет у официальных археологов — средства, которые дают возможность на любой глубине, в любой местности определить место и потом копать «адресно». Курган не обязательно откопать до дна, чтобы увидеть что там есть. Сначала его исследуют металоискателями, определяют зону возможного местонахождения памятника, а потом начинают копать шурфы. Получается, что курган как будто есть, но он — весь в ямах и шурфах. В таких случаях почти все уничтожается. Ныне можно сказать с уверенностью, что в Украине уже не осталось не «освоенных» таким образом памятников археологии. Ныне представители органов культурного наследия Винничины говорят, что в соответствии с законом, надо представить перечень памятников археологии — ныне готовится этот список, но есть риск, что указывают их местонахождение, и, по сути, их «засвечивают» — даем информацию тем, кто охотится на артефакты. Проблема серьезная, получается, что необходимо давать статус секретности этим объектам, но у нас нет такой практики.

— Может, нам поможет какой-то европейский опыт?..

— Европейский опыт — в том, что там нет понятия несанкционированных археологических исследований. Там существует правовой механизм, когда археолог должен получить соответствующие разрешительные документы и в случае нарушения действуют правоохранительные органы. У нас правоохранительные органы не координируют эту работу — имею в виду СБУ и МВД. Они не имеют информации, специалистов и не координируют свои действия. По существу, в Украине «черные» археологи действуют безнаказанно. Мы знаем факты, когда на месте ограблений курганов их задерживают, все протоколируют, а потом... возвращают им технические средства и дело прекращают. Несовершенное законодательство, отсутствие у государства политической воли для обеспечения охраны национального богатства... Люди же, которые купили землю с курганами или валами, не заинтересованы в том, чтобы участок с археологическим памятником не использовался в сельскохозяйственных целях. Уровень нашего сознания — это также один из факторов, от которого мы теряем...

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ