Почему именно сейчас выходит третье украиноязычное издание книги «До ефективних суспільств. Дороговкази в майбутнє» Богдана Гаврилишина, единственного украинца, ставшего автором доклада Римскому клубу? На это есть как минимум две причины. Первая — глобальный финансово-экономический кризис. Именно кризис побуждает внимательнее посмотреть на спонтанную эволюцию современной мировой цивилизации, понять причины трудностей ее развития и определить как пути смягчения последствий кризиса, так и пути усовершенствования механизмов функционирования глобализированного мира. Вторая причина более приближена к национальному украинскому контексту, характерным признаком которого является длительный трансформационный кризис, в котором Украина пребывает с начала 90-х годов ХХ века. Во время украинской трансформации необходимо решить шестиединую задачу: развитие собственной государственности; утверждение новой (для посткоммунистической Украины!) системы новых общественных ценностей и приоритетов (верховенство прав граждан, равенство перед законом, демократия, толерантность, настойчивость в достижении компромисса и консенсуса и тому подобное); создание демократической системы правления; переход к современной рыночной экосоциальной экономике; формирование единой украинской политической нации; переход от индустриальной энерго- и ресурсозатратной экономики к экономике знаний и услуг. Ни одну из этих задач (возможно, за исключением первой) нельзя считать выполненной.
Среди почти 200 существующих сегодня наций-государств есть страны, которые справляются с этой задачей значительно успешнее, чем другие, являются более эффективными в служении стремлению людей к счастью. Возникают вопросы: чем они отличаются друг от друга? Каковы составляющие эффективного существования этих наций? Какие их черты, свойства и структуры украинцам следует принять во внимание, чтобы ускорить достижение подобных результатов на национальной украинской почве в современных мировых геополитических, экономических, социокультурных, технологических реалиях и тенденциях?
В поисках ответов на поставленные вопросы как украинского, так и мирового уровней полезны аналитические, методологические и прогностические подходы Богдана Гаврилишина, изложенные в этой книге, изданной на английском, французском, немецком, испанском, японском, корейском и польском языках.
На наш взгляд, Богдан Гаврилишин предложил мощную мировоззренческую концепцию, позволяющую на единых принципах анализировать глобальные цивилизационные процессы, сравнивать разные цивилизации, страны и общества, и главное, предсказывать их дальнейшую эволюцию. Большой прогностический потенциал методологии Гаврилишина подтвержден ходом исторического процесса за почти 30 лет после написания книги-доклада по заказу Римского клуба — всемирного клуба интеллектуалов, размышлявших над проблематикой мирового развития.
Методология анализа общественных строев Богдана Гаврилишина базируется на понятиях «эффективность обществ» и «составляющие общественного строя». При этом подчеркивается, что равнозначными детерминантами эффективности любого общественного устройства являются ценности, присущие обществу, система политического правления и экономическая система. Считается, что совместимость составляющих общественного устройства является условием его эффективности. Опираясь на оригинальный анализ широкого (как в национальном, так и во временном измерениях) спектра философских концепций и достижений естественных наук, Богдан Гаврилишин предлагает собственные ответы на вопросы: Почему возникли различные общественные устройства? Что было источниками ценностей? Что вызвало их появление?
В специально написанном для третьего украинского издания разделе «Україна: 20 минулих і 20 майбутніх літ» содержится панорамное видение процесса становления независимой демократической Украины. Этот раздел особенно интересен и актуален для украинского политикума, высшего менеджмента и ученых в связи с насущной потребностью поиска путей выхода из текущего мирового финансово-экономического кризиса и смягчения его последствий для Украины.
Вследствие стихийной глобализации на мировом уровне сложилась экономика свободного предпринимательства образца «дикого капитализма» времен ХІХ века с виртуализацией ее финансово-платежной составляющей. Действительно, в современном глобализированном мире национальные правительства уже не являются регуляторами, которые могли бы обеспечить автономное стабильное развитие своей страны, поскольку в нем (в таком мире), благодаря свободе перемещения капитала (а в первую очередь, финансового!), национальные правительства в основном утратили способность контроля над национальными экономиками: международный капитал и транснациональные корпорации всегда находят возможности нейтрализовать давление правительства конкретной страны или региона. Капитал, вырвавшись из-под общественного контроля в лице национальных правительств, заставлявших руководствоваться не только максимизацией прибыли, но и общественными интересами, получил возможность действовать на глобальном наднациональном уровне по модели позапрошлого века (неограниченное свободное предпринимательство). Благодаря свободному перетеканию капиталов сегодня ни одно из правительств не способно контролировать экономические процессы в своем государстве. Состояние экономики в конкретном государстве зависит от решений, принятых не контролируемыми им агентами глобализированного мира и других стран. В этой ситуации эгоистические, невзвешенные или недальновидные решения, принятые в одном государстве, могут существенно повлиять на другие. Так фактически произошло с современным мировым кризисом, который начался с ипотечного кризиса в США, потом охватил финансовую сферу и был импортирован в остальные страны мира, трансформировавшись в глобальный финансово-экономический.
То есть для предотвращения повторения подобных катаклизмов в будущем нынешняя мировая экономика свободного предпринимательства должна быть заменена на экономику согласованного свободного предпринимательства. Максимизацию прибыли как простой критерий эффективности следует заменить более интегральным человекоориентированным критерием, например, качеством жизни. Наднациональные структуры экономического регулирования наподобие Всемирной торговой организации и Мирового банка должны стать более действенными.
Исходя из приведенных рассуждений, очевидно, что новый мировой строй, который должен образоваться во время выхода из текущего кризиса и предотвратить подобные кризисы в будущем, будет иметь такие составляющие: мировые ценности — национально- и корпоративно-кооперативные; мировое политическое правление — постоянно действующее, наднациональное, обязывающее, коллегиальное; экономическая система — согласованное свободное предпринимательство.
Схематично сценарии выхода из мирового кризиса выглядят следующим образом:
1) Частичная деглобализация мира: возврат к модели мира, состоящего из почти автономных стран; возобновление почти полного суверенитета национальных правительств; ограничение основных свобод — свободного перемещения капитала, товаров и рабочей силы. Девиз сценария: «Каждый спасайся как можешь!»
2) Усовершенствование (модернизация) стихийно образовавшегося глобализированного мира: введение эффективного экономического регулирования на наднациональном уровне; частичное ограничение экономического суверенитета наций-государств; создание нового мирового финансового порядка наподобие Бреттон-Вудсовского соглашения (образование новой международной валютной и платежной системы; ограничение коммерческой тайны, особенно в банковской сфере); ликвидация офф-шоров; активное внедрение ценностей глобализированного мира с их действенным правовым закреплением. Девиз сценария: «Давайте спасаться вместе!»
Первый сценарий более прост, но малоперспективен. Его также невозможно осуществить в полном объеме. В случае решительного внедрения он может дать более-менее быстрый, но только временный эффект. Именно по этому сценарию на текущем этапе кризиса пытаются продвигаться страны (в том числе и Украина!): преимущественно принимаются меры для ограничения влияния других государств (протекционизм), делаются несогласованные между странами финансовые вливания в отрасли и банки, что нейтрализуется через перетекание капиталов.
Второй — более сложный и долгий, но более перспективный. Он приведет впоследствии к новому качеству мирового строя, но потребует больших усилий и сложных переговоров, поскольку станут оказывать сопротивление недальновидные национальные лидеры и интернациональные бизнес-структуры, которые будут несколько ограничены в максимизации прибыли.
Возможным паллиативом второго варианта является его воплощение на уровне мировых регионов с созданием нескольких региональных валютных и платежных систем (зона евро, зона юаня, зона доллара и тому подобное)
Национальные лидеры, собиравшиеся осенью 2008 и в начале 2009 года, и большой семеркой, и двадцаткой, и на экономическом форуме в Давосе (более 1500 участников), не предложили кардинальных мер преодоления кризиса. А каждая из стран пытается побороть кризис отдельно от других. То есть действуют по первому сценарию. На наш взгляд, в современном глобализированном мире локальное национальное регулирование или вмешательство может привести лишь к краткосрочному улучшению (на несколько месяцев). Только апрельская (2009) встреча Группы 20 в Лондоне приблизилась к разработке определенных рекомендаций, близких по содержанию ко второму из приведенных выше сценариев.
Усвоение методологии Богдана Гаврилишина дает аналитикам и исследователям ключ к научному пониманию событий современного динамичного мира и позволяет спрогнозировать направления изменений как отдельных наций-государств, так и мира в целом.
Мы уверены, что третье украинское издание «Дороговказів» станет точкой бифуркации, которая определит движение к созданию в Украине эффективного общества.