Пройдет чуть более двух недель — и наступит самый долгожданный день для цветоводов. Как подчитали эксперты, накануне 8 Марта объемы продаж букетов в Украине возрастет в пять, а то и в семь раз. Если учесть, что в среднем каждой женщине преподнесут композицию из трех цветков, получаем ни много ни мало — 60 миллионов проданных растений. Кстати, очень вероятно, — алых роз. По утверждениям флористов, несмотря на появление богатой цветовой гаммы, красный и его оттенки все равно больше всего привлекают украинцев. Что же касается роз, то это — основное творение отечественного производителя.
Впрочем, обо всем по порядку. Цветочный бизнес в Украине можно охарактеризовать очень лаконично: он перспективен. И не более. Всего пять лет назад у нас приступили к реконструкции теплиц — начали создавать системы автоматизированного полива, увеличивать высоту «потолка», дабы обеспечить растениям нужную температуру и влажность, компьютеризировать программы ухода за ними. Всего этого требует рынок. Ведь если, скажем, гербера получит чуть меньше света, чем ей предписано, товар автоматически станет не конкурентоспособным. Нет, разумеется, некоторые украинские цветоводы пытаются при относительно небольших капиталовложениях удержатся «на плаву». Но в данном случае, как показывает практика, слишком велика вероятность остаться «в минусе». Любое оборудование склонно изнашиваться. Нередко бывает, что, вложив в обновление теплицы 40—50% от стоимости новой, в скором будущем цветоводу приходится выкладывать суммы, вдвое большие.
В основном, как рассказывает президент Украинского союза цветоводов Ирина Слободянюк, это касается среднего и мелкого бизнеса. Ведь, дабы пересчитать мощных игроков на отечественном рынке цветов, вполне достаточно пальцев одной руки. Как правило, украинские предприятия владеют 0,1—0,3 га засаженной площади. И при всем желании не могут поставить дело на промышленную основу. По этой же причине никто из экспертов не берется подсчитывать объемы рынка украинской цветочной продукции. А заинтересованным в нашем товаре западным и российским цветочникам, увы, приходится отказывать. «Никто же не будет заказывать партию в сто штук — речь идет всегда о сотнях тысяч, миллионах растений, — говорит И. Слободянюк. — Наш же производитель не в состоянии «покрыть» внутренний рынок, не то что выйти на внешний».
Вот и получается, что «лепта» импорта в Украине доходит до 75%. А на каждого жителя в год приходится всего по две отечественных розы. Об остальных сортах умолчим — под герберы, гвоздики, фрезии, лилии и т. д. у нас в общей сложности отведено лишь 50 га. К слову, специализация на розах объясняется сразу тремя факторами. Во-первых, «королева цветов» быстрее всего окупается — при так называемом капельном поливе уже через три месяца после посадки можно «собирать плоды», в то время как, к примеру, гербер ждать придется аж два года. Вторая причина — это спрос. Розы — цветок традиционный и украинцам понятный. К тому же, как рассказывает И. Слободянюк, у нас предпочитают габаритность. «Если европейцы выбирают растения покомпактнее, то у нас гоняются за большими «бокалами» и «длинными ногами». И, наконец, третья причина связана с потребностями самой розы. Если украинский климат абсолютно не подходит, скажем, тропическим цветам, возникает вопрос: зачем их выращивать? Куда проще и дешевле завезти цветы из страны, более для них комфортной, а у себя производить те растения, которые «воспринимают» наши условия. К таковым роза и относится. «Между прочим, — рассказывает И. Слободянюк, — самая «цветочная» — Голландия — уже давно отказалась от выращивания растений под срез. Их выбор пал на Африку и Южную Америку, где климат получше и рабочая сила подешевле. На своей территории «страна тюльпанов» оставила только производство посадочных материалов».
Кроме того, узкопрофильность — необходимое условие цветочного бизнеса, с учетом капризности и недолговечности продукта. Намного выгоднее выращивать, скажем, целые плантации роз, чем холить несколько сотен орхидей, — они не «покроют» ни внутренний рынок, ни на экспорт не сгодятся. Причем украинским цветоводам приходится сталкиваться со специфическими рисками. Бывают случаи, что в хозяйствах пропадает свет. В основном виноваты в этом «добрые люди», которые сдают сотни метров кабеля на металлолом. Но, так или иначе, в одночасье весь урожай замерзает.
Несмотря ни на что, в Украине все же получается выращивать качественные цветы. Приезжая на традиционные выставки, организовываемые Союзом цветоводом, западные флористы не могут удержаться от похвал. Иногда даже зоркий глаз профессионала не может отличить розу из Амстердама от украинской, ведь к нам попадают все селекционные новинки. Хотелось бы, конечно, чтобы и у нас что-либо изобретали, но это слишком дорого, долго, да и делать это, по сути, некому. «Вот если бы помогло государство», — размышляет И. Слободянюк. На Западе, к примеру, так и происходит. В той же Голландии процентная ставка на кредит цветоводам практически минимальна. В Польше стимулировать «романтичный бизнес» решили несколько иначе: там кредит выдают на несколько десятков лет. С учетом того, что в самом худшем случае вложения в тепличное оборудование окупаются лет через пять, выплачивать «долг» будет не слишком сложно.
В Украине же государственной программы поддержки цветоводов нет. Если бы наша продукция могла идти на экспорт, бюджет страны имел бы стабильный и, надо сказать, немалый источник дохода. По мнению экспертов, Украина могла бы просто завалить цветами Россию. Закрыв свои границы для голландских и немецких растений, они ощутили явный их дефицит: территория немаленькая, и далеко не везде климат позволяет заниматься цветоводством.
Словом, стремиться есть к чему. Флористы убеждены, что в Украине медленно, но уверенно формируется культура потребления цветов: все изысканнее оформляются букеты, богаче становится ассортимент. Правда, до сих пор цветы у нас воспринимают как подарок, вручаемый по особому случаю, в то время как европеец не мыслит жилище без постоянно обновляемой композиции. Немудрено, что в Германии каждый житель страны тратит на цветы приблизительно 81 евро в год. И на душу населения там реализуется целых 20 роз.