Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Атомная энергетика: национальное достояние или угроза?

27 апреля, 1999 - 00:00

СЕРГЕЙ ПАРАШИН

В Украине электроэнергию на АЭС начали производить двадцать два года назад с пуском блока мощностью 1 млн. кВт на Чернобыльской АЭС. А девять лет спустя, в 1986 году, взорвался четвертый энергоблок ЧАЭС.

За тринадцать прошедших лет мировое сообщество, и Украина в том числе, отреагировало правильно: существенно повысилась безопасность АЭС, хотя это потребовало значительных финансовых затрат. И все же электроэнергия, вырабатываемая на АЭС, сохранила конкурентоспособность на мировом рынке.

Однако общество все еще относится к атомной энергетике настороженно, а возможности ее развития в разных странах зависят от расстановки политических сил. И тем не менее сегодня в мире работают уже 450 энергетических реакторов, и они производят около 18% электрической энергии, вырабатываемой на планете. Но мир еще не сделал окончательного выбора ни в пользу традиционной, ни в пользу ядерной энергетики. Ему, особенно развитым странам, есть из чего выбирать, и еще есть время для размышлений.

А у Украины волею судьбы возможностей для выбора в настоящее время почти нет. Атомная энергетика есть и в обозримом будущем останется одним из «краеугольных камней» экономики. Попробуем показать это нагляднее.

В прошедшем году на пяти украинских АЭС мощностью 12 млн. кВт произведено 43% от общего объема выработанной электроэнергии. Доля атомной энергетики в валовом внутреннем продукте страны достигает сегодня 4,5%, тогда как в 1990 году она составляла лишь 1,5%. Правда, вклад АЭС вырос в основном из-за падения производства на угольных и газово-мазутных станциях. За последние годы установленная мощность АЭС не изменилась, хотя введен в промышленную эксплуатацию 6-й энергоблок на Запорожской, самой большой в Европе, АЭС, но остановлен и снимается с эксплуатации 1-й энергоблок на Чернобыльской АЭС. Как видим, атомная энергетика является единственной стабильно работающей отраслью в течение восьми кризисных лет.

Электроэнергия атомных станций конкурентоспособна. Себестоимость 1 кВт/ч, произведенного на АЭС, равняется 4 коп. Это в 2,5 раза ниже, чем у теплостанций (а ими производится 51% электроэнергии). Продукцию украинских АЭС вполне можно продавать, в том числе и за рубежом. Вспомним, что в начале 90-х Украина экспортировала ее почти на $500 млн. в год.

При этом возможна долгосрочная стратегия: ресурс, то есть оставшийся срок жизни основного оборудования украинских АЭС, еще достаточно велик. Он составляет 16 лет из 30-ти, заложенных в проекте. Использовано только 45%, в то время как ресурс тепловой энергетики выработан на 90%.

Но атомная энергетика имеет и существенные незадействованные резервы. Так, эффективность использования установленной мощности составляет только 70%, в то время как в мировой практике нормой является 90%. Если перед энергетикой поставить эту задачу, то ее можно решить в течение 3-4 лет, а это равнозначно вводу новой мощности, равной 2,4 млн. кВт. И цена таких усилий в 10 раз меньше стоимости строительства новых энергоблоков. Еще один резерв — незавершенное строительство двух энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС. Нужна лишь воля, чтобы окончить строительство этих блоков, 90% средств в которые уже вложено.

А еще у нас в стране огромные, достигающие 30% потери электроэнергии в сетях. Причина этого — неэффективность управления распределением электроэнергии.

Пять атомных станций вместе с атомными городками и их инфраструктурой обслуживает 50 тыс. работников. Если всю продукцию, производимую отраслью, разделить на это число, то на каждого работника придется по $35 тыс., что в 25 раз превышает средний показатель по стране (по данным Госкомстата). Такая эффективность во многом обеспечивается наличием пяти тысяч высококвалифицированных работников, на которых возложена ответственность за безопасность и которых без сомнения можно отнести к элите отрасли. Подготовка таких специалистов занимает в среднем десять лет, а их роль в атомной энергетике трудно переоценить.

В печати часто поднимается вопрос о ядерном топливе. Не включаясь в дискуссию по этому поводу (это тема отдельной статьи), скажу, что в мире сейчас такого топлива более чем достаточно. Цены падают. И вопрос лишь в том, у кого покупать. Четырнадцать наших атомных реакторов ежегодно используют ядерное топливо стоимостью $400 млн. Из этой суммы $300 млн. необходимо платить за свежее топливо, а $100 млн. — за хранение и переработку в Красноярском крае РФ. Для производства такого же количества электроэнергии ежегодно на тепловых электростанциях приобретается газа, мазута и угля на $1600 млн., то есть затраты на органическое топливо в 4 раза выше.

Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что атомную энергетику, даже после Чернобыля, следует рассматривать как национальное достояние. Если бы ее пришлось сегодня создавать вновь, то потребовалось бы $ 15 млрд. и 10 лет работы. Да, мировой опыт показывает, что создание атомной энергетики обходится в 3 раза дороже, чем энергетики, работающей на угле и газе. Но эксплуатация ее при условии соблюдения стандартов безопасности в восемь раз дешевле. К счастью, этот благоприятный этап пришелся на довольно трудный период в истории Украины. И это обстоятельство грех не использовать. Но нужно делать это квалифицированно: не допускать деградации оборудования, очень бережно относиться к рабочим, инженерам, ученым, не испытывать их терпения... От этого может проистекать реальная угроза.

Сергей ПАРАШИН, член правления Ядерного общества Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ