Более 160-ти лет тому назад скромному сельскому учителю Роуленду Хиллу, ставшему впоследствии британским королевским генеральным почтмейстером, пришла в голову идея об использовании нового вида оплаты почтовых услуг — марки. К 1850 году этот удобный способ распространился практически по всему миру. Более того, со временем марки, изначально лишь облегчавшие выполнение чисто технических функций, породили новый феномен — их собирательство. Почтовые работники со временем заметили, что марки не всегда использовались по прямому назначению, а сохранялись коллекционерами. С годами филателия стала настолько популярным занятием, что на почтах стали готовить и выпускать марки специально для филателистов. И сейчас многие небольшие страны получают значительный доход от продажи марок иностранным коллекционерам.
Казалось бы, что может быть примитивней маленького клочка бумаги, пусть даже с яркой картинкой, которая, в принципе, является лишь подтверждением тому, что за пересылку «письма к другу» государство взяло с отправителя надлежащую плату. Между тем многие специалисты рассматривают наличие выпуска в державе «своих» марок как один из необходимых атрибутов государственности. Ведь марка — это своего рода средство популяризации знаний о достижениях страны в различных сферах деятельности. А умение создавать почтовую миниатюру на надлежащем уровне — емко, качественно, художественно, на хорошей полиграфии — во всем мире считается «делом чести» и должным образом оценивается на всевозможных филателистических конкурсах. Стоит отметить тот факт, что на международных выставках марок и маркированной продукции Украина занимает далеко не последнее место — к примеру, в конкурсе на лучшее филателистическое издание 1999 года (Латвия) стал призером украинский конверт первого дня, а в 2001 на конкурсе, который ежегодно проводится Союзом украинских филателистов и нумизматов Чикаго, получил Награду Нарбута почтовый блок «Цветы Украины».
На прошлой неделе украинская марка отпраздновала свою первую круглую дату — 10 лет назад 1 марта 2002 года увидела свет миниатюра художника Александра Ивахненко «500 лет украинского казацтва». По этому поводу на майдане Незалежности состоялась торжественная церемония, на которую собрались те, кто имеет к «имениннице» самое непосредственное отношение — глава Госкомсвязи и информатизации Станислав Довгий, члены редакционно-художественного совета по вопросам издательства знаков почтовой оплаты, дирекция «Укрпочты» и «Полиграфического комбината «Украина» по изготовлению ценных бумаг. В ходе проходившей там же мини- выставки были представлены марки, которые были выпущены в оборот за годы независимости. Их, как свидетельствует статистика «Укрпочты», на данный момент уже насчитывается более 400 видов — это всевозможные тематические серии и отдельные марки из украинской истории (скифское золото, картины, гербы городов, национальные костюмы, светочи украинской литературы, портреты гетманов), отечественная флора-фауна, мультфильмы, достижения космической, судо- и самолетостроительной отраслей, официальные символы главы державы. И всю эту продукцию украинского полиграфкомбината и Банкнотно-монетного двора Нацбанка без преувеличения можно назвать «марочной» — она изготавливается на высоком полиграфическом уровне, в процессе используется люминесцентная печатная краска и специальная бумага с прорезиненной основой. Собственное производство марок в Украине наладилось только в середине 1994 года, когда страна наконец обзавелась необходимым для их выпуска оборудованием. До этого эскизы разрабатывались украинскими художниками, однако печатались марки в России, Австрии, Канаде и Венгрии. Теперь, по словам директора полиграфкомбината «Украина» Анатолия Шевчука, Украина полностью обеспечивает как собственную потребность в марках и маркированной продукции, так и выполняет заказы Грузии, Азербайджана и Казахстана.
Надо сказать, что производство почтовых миниатюр — дело хлопотное и капризное. Ее рождение начинается с определения «Укрпочтой» тематики будущих серий. В текущий план заносятся все мировые и «местного значения» памятные даты, также рассматриваются тематические заявки различных музеев, институтов, театров и т.д. — заявители должны обосновать, почему так важно, чтобы предложенная ими тема отразилась на почтовых знаках. Специальный художественный совет, куда входят дизайнеры, художники, историки, решает, в какой стилистике должна быть выполнена марка, и передает свои пожелания художнику. В течение длительного времени подбирается соответствующий иллюстративный материал, под который художник стилизирует будущую миниатюру, потом создается эскиз черным карандашом, затем — акварельный оригинал, на его основе — цветной макет и, наконец, делается пробный цветной оттиск на полиграфмашине. Поскольку «марочная» бумага гидрофильна, то при печатании она легко может изменить свои линейные размеры, вследствие чего картинка «ляжет» криво. Тот же «трюк» может повториться и при перфорации. Поэтому в цехах, где производятся марки, поддерживается определенная константа температуры (18 — 20 градусов) и влажности (50%) воздуха. Кстати, ответ на мучивший долгие годы корреспондента «Дня» вопрос, зачем нужна марке перфорация, оказался до банального прост: с ее помощью марки, которые выходят из станка листом по 90 штук в каждом, впоследствии легче отделить друг от друга! Перфорация также служит своеобразной защитой от подделки — в «кустарных» условиях определенное расстояние между дырочками, четко заданный диаметр последних и высоту «зубчиков» отштамповать не так уж просто. Пересчитывают листы с марками работницы полиграфкомбината вручную, за день каждая перебирает около 10 тыс. блоков. Не пересчитывать нельзя: вся продукция полиграфкомбината — строгой отчетности, в условиях хранения которой определена даже толщина стен кладовой. Так что копеечные марки и конверты охраняются ничуть не менее строго, нежели другая продукция комбината: загран-, дипломатические и обычные паспорта, дипломы об образовании, удостоверения водителей, пенсионеров, работников МВД, сертификаты на вывоз наркотических веществ, акцизные марки, избирательные бюллетени, штрафные талоны ГАИ. Ведь скромная цена одной марки компенсируется ее тиражом: от 50 до 400 тыс. блок- и 50 — 100 млн. в год литерных марок.
КСТАТИ
Филателистические рекорды занесены в Книгу рекордов Гиннесса. Вот некоторые из них: самая большая марка — 247,5х69,8 мм (Китай, 1913 г.); самая маленькая марка 8х9,5 мм (Колумбия, 1863 - 1866 гг.); самый высокий номинал — 100 фунтов стерлингов (красная и черная, Георг V. Кения, 1925 — 1927 гг.), самый маленький номинал — 30 000 пенге (Венгрия, 1946 г., когда 150 миллионов пенге равнялись 1 пенни); одной из самых редких и дорогих в мире считается знаменитая марка «Голубой Маврикий». Она была выпущена в Британской колонии Маврикий в 1847 году. В настоящее время сохранилось 6 негашеных и 6 гашеных марок, аукционная стоимость — около 2 миллионов долларов США.