В Киеве закрыт первый и фактически единственный украинский арт-клуб столицы. «ОsтаNNя барикада» продержалась ровно 8 месяцев — клуб открыли в пятницу 13 июля (вот и не верь после этого в приметы), а 12 марта хозяева заведения неожиданно обнаружили на его дверях внушительного вида «амбарный» замок. Никаких внятных объяснений, судебных решений или предусмотренного договором об аренде помещения извещения арендаторов в 30-дневный срок до разрыва контракта не было. «Недоношенный» восьмимесячный проект с треском провалился, не вписавшись в жесткие правила «естественного отбора», усиленные предвыборной истерией. Во всяком случае, на сегодняшний день ситуация выглядит именно таким образом. Это точка зрения владельцев клуба и лично Олеся Дония. В свою очередь директор Печерского торгового центра Андрей Кудин утверждает, что это «чисто хозяйственный спор», который состоит в том, что клуб задолжал арендодателю более 141 тысячи гривен, которые накапливались еще с прошлого года. «Здесь нет никакой политики», — говорит А. Кудин, зато «есть документы», подтверждающие слова об элементарном долге. Пути разрешения спора последний видит в простом погашении долга — Доний говорит о политическом заказе.
Будучи творческим проектом, клуб, однако, не чурался и политики. Каждый вторник в нем проводились встречи с известными политиками, которым можно было задать вопросы на любые темы. Среди посетителей «Барикади» были Л. Кравчук, Ю. Костенко, И. Драч, А. Мороз и многие другие. Единственным условием, ставившимся гостям и посетителям, было владение и практическое использование государственного языка, т.е. украинского. Это было лозунгом клуба, начиная с таблички на дверях и заканчивая обслуживанием. Однако пропагандируемый миф о якобы выразительной агрессивной русофобии тоже не выдерживает никакой критики — например, в заведении абсолютно комфортно чувствовали себя мои многочисленные исключительно русскоязычные знакомые. По просьбе принести им «чашечку кофе», они сразу получали кофе, в отличие от некоторых других отечественных заведений, где на слово «кава» реагируют вопросом «что, что?».
Однако основным направлением жизни «ОsтаNNьої барикади» оставалось творческое направление. Каждый четверг клуб проводил бардовские вечера. Практически только тут могли выступить певцы, работающие в этом не весьма массовом, а потому и плохо стимулированном финансово жанре. Единственное условие — см. выше. В пятницу и субботу на стилизованной под мостовую сцене выступали украинские группы: «Плач Єремії», «Вій», «Кому вниз», «Небесна копалина», «Калєкция», «Немо»... Только здесь можно было регулярно услышать песни, упрямо не попадающие в украинский теле- и радиоэфир, который вместо этого настойчиво предлагает импортированную продукцию.
Тема отдельного разговора — литературные вечера. Все пристойные культурные центры имеют места, где собираются писатели, художники, музыканты. Начиная с местечек знаменитой парижской Монмартр, европейская протяженность этого явления на восток, похоже, остановилась во Львовской «Дзизі». С закрытием «Барикади» Киев вычеркнул себя из этого списка, вынуждая людей искусства разве что опять вернуться в стены потрепанных кофеен на Пушкинской. Литературные проекты клуба состояли из многочисленных презентаций творчества писателей, новых книжек, номеров журналов, заседаний Ассоциации украинских писателей, которая буквально несколько дней назад провела там свои дискуссии, сопровождавшие последний съезд АУП.
13 марта в стенах клуба должна была пройти презентация последней книги писателя Александра Ирванца «Рівне-Ровно». Собственно, она и состоялась, только на ступеньках перед дверями заведения, которые также арендуются «баррикадовцами». Вдохновленный бубабист читал стихотворения и рассказывал о своих новых книгах, которых в последнее время вышло аж четыре — сборник стихотворений, пьесы на украинском и польском и роман «Рівне-Ровно». Пришло много людей — от писателей, критиков и издателей до «простых» почитателей творчества, которые штурмовали поэта очередями за автографами. На следующий день пообещали не отменять концерт «Мертвого півня». Там же...
С закрытием «ОsтаNNьої барикади» пострадали даже не те, кто имел такую-сякую возможность проявить свое творчество на ее сцене — настоящие таланты всегда найдут путь к сердцам. Пострадали люди, которые туда приходили и воочию убеждались, что современная украинская городская культура существует. Не засаленные шаровары с «гостеприимной» сивухой, приправленной гадким суржиком, а вполне пристойная альтернатива скомпрометированным псевдоценностям. Само же закрытие, похоже, доказывает, что у нас так и не научились прилично воплощать хорошие идеи. На открытии клуба один знакомый сказал мне, что «украинцы никогда не были сильны в кабацком деле...». Как бы там ни было, а идея в который раз осталась профанированной.