Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

БАСИЩЕ

Штрихи к портрету солиста Национальной оперы Украины и Большого театра Тараса Штонды
21 февраля, 2003 - 00:00

После его государственного экзамена в музыкальном училище все выходили из зала, многозначительно переглядываясь. Было ясно, что зарождается значительное явление в оперном мире Украины, все как бы боялись обронить лишнее слово и «сглазить» выпускника. Первые сольные выступления Тараса в концертах проходили совершенно уникально. Он брал с собой целый чемодан нот (а его концертный репертуар уже тогда был немалым). И по ходу концерта на ухо сообщал концертмейстеру, какое же произведение будет следующим. В этом было что-то шаляпинское, какая-то особая широта. Правда, своими выступлениями он всегда подтверждал, что имеет право на такие «смелые мазки» в творчестве. Среди романсов, спетых им в те первые годы концертирования, были даже «Весенние воды» Рахманинова, которые пришлось специально транспонировать в басовую тональность. Не много находилось басов, которые были способны петь это «воздушное», казалось бы — сугубо сопрановое произведение.

Его мышление никогда не было «узковокальным». Однажды в училище Тарас сказал, что он учил за роялем — ни много ни мало — Четвертую балладу Шопена! Кто знает, может быть, в нем погиб выдающийся пианист?

Дебют Тараса Штонды на большой оперной сцене состоялся в 1992 году. Тогда он был еще студентом консерватории, учился в классе профессора Галины Станиславовны Сухоруковой. На сцену Национальной оперы Украины Тарас впервые вышел в партии Гремина в «Онегине». Сразу после окончания картины Ирина Александровна Молостова подошла к Тарасу, во время смены декораций, и поздравила его с дебютом. На сегодняшний день в его багаже уже свыше двадцати партий. В основном Штонда пел в театре партии первого положения, иногда намеренно отказываясь от второстепенных партий. Так было, например, с партией Барона в «Травиате», которую Тарас наотрез отказался петь. Несмотря на то, что при этом он терял шанс в сцене бала пройтись «под ручку» с самой Евгенией Мирошниченко.

«НЕПРОШЕНЫЙ ГОСТЬ»

Как и жизнь любого крупного оперного певца, работавшего на многих сценах, жизнь Тараса Штонды обрастает легендами и курьезными случаями. Отважусь рассказать о нескольких наиболее достоверных. Например, во время спектакля «Севильский цирюльник» Тарас пропустил момент своего выхода. Разумеется, все поправимо. Но спектакль остановить нельзя, и дирижер ловко «перескочил» к следующей сцене, минуя пропущенную сцену с участием Дона Базилио и доктора Бартоло. Все бы ничего, но ведь в пропущенной сцене была знаменитая «Клевета»! В тот вечер зритель так и не смог насладиться «Клеветой» в исполнении Тараса Штонды. А выход Дона Базилио состоялся позже — в момент, когда он «непрошеным гостем» появляется, держа в руке камертон. В этом месте он напевает «до-ми-соль-до», якобы сольфеджируя. В постановках других театров эта попевка часто опускается, но у нас она, к счастью, позволила Дону Базилио найти свою «нишу» в продолжающемся спектакле. Когда все участники спектакля в соответствии с сюжетом оперы начали тут же «выпроваживать» Дона Базилио, это выглядело довольно комично — ведь певец наконец появился на сцене и явно чувствовал необходимость самовыразиться. Сейчас, кстати, Тарас старается не петь в «Севильском цирюльнике», не знаю уж по какой причине.

Еще один курьез произошел в «Дон Жуане». Итак, сцена на кладбище. Донна Анна и Дон Оттавио приближаются к могиле Командора, дабы скорбно склонить головы. Но сцена почему-то выглядит как-то непривычно просторно. Публика, впрочем, еще ничего не замечает. И вдруг из правой кулисы выбегает сам Командор, облаченный в свое каменное одеяние и, пробежав через половину сцены, прямо-таки с балетной грацией вспархивает на подножье своей могилы, уже в следующую секунду застывая в позе памятника. Запоздалое появление Командора оказалось столь убедительным, что только после всего происшедшего публике стало понятно, чего же именно не хватало до сих пор на сцене…

В спектакле «Мадам Баттерфляй» Тарас исполнял небольшую партию дяди Бонзы. Он специально искал пластику и мимику для этой экзотической роли и даже в этой небольшой работе стал, безусловно, лучшим исполнителем партии. Однажды он изрядно опоздал на оркестровую репетицию, все уже сидели на сцене и ждали появления Бонзы. Появившись среди солистов, он прямиком устремился к исполнительнице главной партии Лидии Забялястой и бросился перед ней на колени: «Лидия Леонидовна, простите, что заставил вас ждать!» Надо ли говорить, что такое непосредственное чувство раскаяния обеспечило ему мгновенное прощение коллег…

Нельзя сказать, чтобы Тарас был сторонником чрезмерного режима. Но иногда в этом отношении он бывает непоколебим. На дворе была холодная погода, он не пришел на спевку. Тогдашняя заведующая труппой В.Н.Багацкая позвонила певцу узнать, в чем дело. На это Тарас невозмутимо ответил: «Вера Никитична, посмотрите в окно! Кто же в такую погоду ходит на спевки?!»

Очень жаль, что сейчас уже нет в репертуаре «Дона Карлоса» Верди. Король Филипп в исполнении Тараса потрясал даже любого случайного слушателя. Слушатели чувствовали в спине холодок, когда он произносил: «Я несчастен как король и т.д.». Было абсолютно непонятно, откуда в нем все это…

НАШ ЧЕЛОВЕК В БОЛЬШОМ...

26 февраля споет в Киеве Захарию в «Набукко», ровно через месяц ему предстоит петь эту же партию на сцене Рижской оперы. Вообще же, февраль проходит у Штонды под знаком «Войны и мира». Он как никто оказался готовым к партии Кутузова. Когда он ранее пел арию Кутузова в городах России, участвуя в концертах лауреатов конкурса имени Глинки, даже «железная леди» Ирина Архипова восклицала: «Вот какую музыку надо петь!»

К его значительным исполнительским достижениям относится также исполнение крупномасштабных полотен Шостаковича — Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний, поэмы «Казнь Степана Разина». Здесь сочетается владение мелодическим речитативом, выразительная артикуляция и сугубо оперный драматический накал. Со всеми этими задачами Штонда справляется блестяще. Пимен, Владимир Галицкий, Досифей — его репертуару мог бы позавидовать любой бас. К сожалению, «Хованщина» сейчас не идет на киевской сцене. Но судьба Досифея в исполнении Штонды оказалась счастливее. Он с успехом исполняет эту партию на сцене Большого театра, в том числе — на гастролях этого коллектива в Варшаве, состоявшихся в декабре прошлого года. «Досифей Тараса Штонды, специально приглашенного из Национальной оперы Украины (давно уже зал Большого не слыхивал такого роскошного басового материала) в первую очередь — человек, удивительно соединяющий в себе доброту духовного лица и цинизм хитрого политика» — так писала о его Досифее московская газета «Новое время».

Партия Владимира Галицкого в «Князе Игоре» относится к числу партий, особенно дорогих Штонде. Его образ в этой опере удивительным образом корреспондируется с его жизненным образом. Ибо и в реальной жизни Тарас всегда окружен красивыми девушками, он никогда не испытывал недостатка внимания с их стороны.

Одной из недавних новых работ певца на сцене стал маг Челий в опере Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Добрый волшебник, который самоотверженно борется со злом и помогает своим друзьям — в этом есть что- то и от жизненного кредо певца. Любое оперное сочинение двадцатого века требует особой слуховой координации, высокого уровня музыкальности. Здесь не проходит «слухачество» и приблизительность, каждая интонация должна быть на своем месте. В этом смысле Тарас является идеальным исполнителем для такой музыки. Да и в сценическом плане сам образ мага решен им чрезвычайно убедительно — альтруистический пафос этой роли настолько велик, что здесь певцу потребовался минимум перевоплощения. Так как добродушием и доброжелательностью он с избытком одарен и за пределами сцены.

Голос Штонды обладает особыми акустическими свойствами. Он чрезвычайно полетный, в нем сочетается «трубная» мощь и мягкая певучесть. Это редчайшее для басов качество позволяет ему даже в акустических условиях Национальной оперы, несколько ухудшившихся после ремонта театра, звучать без звуковых «потерь». Его прекрасно слышно даже из самых отдаленных уголков зала.

БЕЗ «ВОЙНЫ И МИРА»

Среди авторов, которым Штонда отдает предпочтение как концертный исполнитель, главенствуют Чайковский, Рахманинов и Свиридов. Вместе с тем, он старается избегать излишнего насыщения программ мрачными, скорбными произведениями. Лишь однажды спев свиридовскую «Невесту» на слова Блока, в дальнейшем он отказывается включать ее в свои программы. По этой же причине он отказался от исполнения романса «Под насыпью во рву некошеном», который в его интерпретации произвел бы потрясающее впечатление.

В дни 130-летнего шаляпинского юбилея именно Тарас Штонда как лучший украинский бас был приглашен Российским посольствам для участия в торжествах, посвященных выдающемуся певцу.

Тарас Штонда — абсолютный лидер по числу завоеванных им титулов на международных конкурсах. Вообще же, «география» Тараса Штонды — это предмет особого разговора. Где только ему не приходилось выступать: Аудиторио Насьональ (Мадрид), Большой зал Европарламента в Страсбурге, Концертгебау в Амстердаме, Филипс-заал в Гааге, Большой зал Московской консерватории, оперные театры Рио-де-Жанейро, Сан-Пулу, Барселоны, Пальма де Майорки… Недавно в Москве он участвовал в концертном исполнении оперы Глинки «Руслан и Людмила». Успешно дебютировал в Мариинском театре в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. По словам певца, в Киеве этот спектакль идет в урезанном виде. В частности, партия Раймонда в два раза короче. В Мариинке опера поставлена без купюр: так, как ее написал автор. Герой Штонды от начала и до конца на сцене. Очень интересный спектакль. За дирижерским пультом был правая рука Гергиева — Михаил Сенкевич. Судя по отзывам в прессе, украинского баса меломаны Санкт-Петербурга приметили. Ныне ведутся переговоры о дальнейшем сотрудничестве. А что же дома, в Киеве? Плотный график гастролей не дал возможности Тарасу репетировать партию Кутузова в «Войне и мире» Прокофьева — последней премьере Национальной оперы Украины. Но, как заверил Штонда: «Я счастлив выступать в родном городе. Постараюсь выучить свою партию, чтобы в дальнейшем «Война и мир» появилась в моем репертуаре».

Александр МОСКАЛЕЦ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ