Как-то родственники из другого города спросили, где погулять в Киеве, имея свободное время между делами. Крещатик сразу отпал, потому что, кроме бутиков, там почти нечего смотреть. Разве что брать его за стартовую точку на маршруте к Софийской площади или еще дальше, туда, где сохранились исторические здания. Памятных домов на центральной улице осталось мало. Так называемый исторический квартал — это в основном дома от Бессарабской площади до Киеврады. Но инвесторы медленно выдергивают фрагменты этой «цепочки».
Сейчас под угрозой оказался доходный дом конца ХІХ века на Крещатике, 48, который имеет статус объекта культурного наследия местного значения. На первом этаже здесь работают магазины, а в планах инвестора — перестроить здание в многоэтажное заведение торговли с рестораном. Несмотря на охранительный статус, его фасад и интерьер собираются кардинально изменить. Между прочим, с разрешения Окружного административного суда города Киева.
ГАСИ ЗАЩИЩАЕТ — СУД РАЗРУШАЕТ
К потенциальному уничтожению памятника причастны предприятие «Проприо-Ритейл», в чьей собственности находится дом на Крещатике, 48, и его подрядчик «Прометей-Сяйво». Конечными бенефициарными владельцами компании «Проприо-Ритейл» являются Вячеслав Супруненко, бывший зять экс-мэра Киева Леонида Черновецкого, и его брат, бывший депутат Киеврады Александр Супруненко. Еще в 2014 году компания обращалась в Государственную архитектурно-строительную инспекцию за разрешением на проведение здесь капитального ремонта. Однако инспекция такие намерения не согласовала, потому что в действительности в документах шла речь о масштабной реконструкции здания, что недопустимо для объекта культурного наследия. Впоследствии ГАСИ выдала несколько предписаний с наложением штрафов из-за нарушения градостроительной документации со стороны «Проприо-Ритейла».
Но компания убеждена, что на Крещатике, 48 никакого памятника нет. В иске в Окружной административный суд Киева представители «Проприо-Ритейла» отмечают, что предметом охраны в здании является архитектурно-композиционное решение главного фасада второго и третьего этажей. А менять фасад компания якобы не собирается. Также в «Проприо-Ритейле» убеждены, что ГАСИ безосновательно выдавало предписания и необоснованно причислило здание к четвертой категории сложности, считая это объектом культурного наследия.
Так что истцы попросили суд отменить все выданные ранее ГАСИ предписания, запрещающие ремонтные работы и появление здесь ресторана и торгового комплекса. Окружной админсуд Киева удовлетворил иск полностью. ГАСИ в этой ситуации сработала на отлично, защищая памятник, так как в целом эта структура часто закрывает глаза на памятникоохранное законодательство, согласовывая документы в угоду застройщику.
«УЦЕЛЕВШЕЕ ПОСЛЕ ВОЙНЫ УНИЧТОЖАЮТ ЖЕЛАЮЩИЕ ЗАРАБОТАТЬ»
Вице-президент киевской организации Национального союза архитекторов Украины Георгий Духовичный отметил «Дню», что город в таком случае непременно должен готовить апелляционную жалобу, привлекая к этому специалистов союза. Со своей стороны пан Духовичный пообещал, что непременно свяжется с ответственными за это чиновниками, чтобы разобраться в ситуации.
«Решение суда мне кажется неправомочным. Они вообще ничего не знают о законе об охране культурного наследия, — продолжает Георгий Духовичный. — Крещатик — это памятник архитектуры в целом. Из него не могут быть изъяты отдельные объекты, поэтому это преступление. Можно быть уверенным, что это решение суда было принято на определенных условиях. Все, что практически осталось живым и не было подожжено и уничтожено НКВД в 1941 году, теперь уничтожается теми, кто хочет просто заработать деньги. Это полный нонсенс. К сожалению, ансамбль послевоенного Крещатика изуродован полностью, это сделано руками пана Омельченко, мэра столицы в 1999—2006 годах, и главного архитектора Киева в 1996—2003 годах Сергея Бабушкина, а затем их последователями на этих должностях».
«Сегодня имеем парадоксальную ситуацию, когда не закон и Минрегион руководят городом, а в первую очередь Игорь Никонов (советник на общественных началах мэра Киева Виталия Кличко, основатель и почетный президент строительной компании KAN Development. — Авт.) руководит Минрегионом. Мы готовим предложения и свою редакцию новых государственных строительных норм, а затем приходит пан Никонов и полностью все меняет под застройщиков. Не знаю, сколько такая система может действовать и почему антикоррупционные структуры этим не занимаются. Крещатик был отстроен силами киевлян. Практически все коренные киевляне работали на его расчистке и строительстве. А затем пришли те, кто сегодня все это уничтожает. Я уверен, что когда это решение суда обретет огласку, начнется страшный скандал», — прогнозирует архитектор.
ЖЕРТВЫ БИЗНЕСА
Дом под номером 48 — не единственная жертва бизнеса. Прошлым летом киевляне возмущались пожаром на Крещатике, 40/1, где когда-то располагалась гостиница «Канет», а затем — Центральный гастроном. Активисты утверждали, что это очередной преднамеренный поджог памятника архитектуры в столице. Кстати, в 2012 году это здание приобрел тот же экс-зять Черновецкого Вячеслав Супруненко. Он обещал провести реставрацию здания, а вместо этого в 2013-ом получил согласование от Министерства культуры на реконструкцию, вместо памятника должно было бы появиться здание 55 метров высотой.
Ранее архитектор Николай Жариков, главный зодчий Киева в 1987—1992 годах, рассказывал «Дню», как в свое время спасал Центральный гастроном от сноса. Штаб общественной обороны города хотел снести не только магазин, но и весь старый квартал для строительства подземного центра общественной обороны Киева.
На доме под номером 52 тоже есть печать бизнеса. Во времена мэра Омельченко к трехэтажному дому вопреки законам достроили еще два этажа.
«В ремонте нуждаются дома под номерами 23 (на первом этаже магазин «Zara»), 25 (где раньше был кинотеатр «Дружба») и 27 (там располагается Национальный союз журналистов Украины). Это тоже памятники архитектуры, но город не дает на их восстановление деньги, — отмечает Георгий Духовичный. — А с другой стороны, идет разбазаривание именно той части исторического Крещатика, до которой не дошли руки в довоенный период, во время войны и после нее. Был проведен ряд конкурсов на последующую градостроительную судьбу этой части Крещатика, и ни в одном из них не взяли под сомнение статус этого объекта. Кому нужны новые скандалы? Пан Кличко должен проснуться, если хочет оставить после себя хоть какую-то память в Киеве».
Тому позивачі попросили суд скасувати всі приписи, видані раніше ДАБІ, що забороняють ремонтні роботи й появу тут ресторану і торговельного комплексу. Окружний адмінсуд Києва задовольнив позов повністю. ДАБІ у цій ситуації спрацювала на «відмінно», захищаючи пам’ятку, адже загалом ця структура часто заплющує очі на пам’яткоохоронне законодавство, погоджуючи документи на догоду забудовникові.
«УЦІЛІЛЕ ПІСЛЯ ВІЙНИ ЗНИЩУЮТЬ ОХОЧІ ЗАРОБИТИ»
Віце-президент київської організації Національної спілки архітекторів України Георгій ДУХОВИЧНИЙ зазначив «Дню», що місто в такому разі неодмінно має готувати апеляційну скаргу, залучаючи до цього фахівців Спілки. Зі свого боку пан Духовичний пообіцяв, що неодмінно зв’яжеться з відповідальними за це чиновниками, щоб розібратися в ситуації.
«Рішення суду мені здається неправомочним. Вони взагалі нічого не знають про закон про охорону культурної спадщини, — продовжує Георгій Духовичний. — Хрещатик — це пам’ятка архітектури загалом. Із неї не можуть бути вилучені окремі об’єкти, тому це злочин. Можна бути впевненим, що це рішення суду було прийнято за певними умовами. Усе, що практично залишилося живим і не було підпаленим і знищеним НКВС 1941 року, тепер знищується тими, хто хоче просто заробити гроші. Це повний нонсенс. На жаль, ансамбль післявоєнного Хрещатика спотворено повністю, це зроблено руками пана Омельченка, мера столиці в 1999—2006 роках, та головного архітектора Києва в 1996—2003 роках Сергія Бабушкіна, а потім їхніми нащадками на цих посадах».
«Сьогодні маємо парадоксальну ситуацію, коли не закон і Мінрегіон керують містом, а в першу чергу Ігор Ніконов (радник на громадських засадах мера Києва Віталія Кличка, засновник і почесний президент будівельної компанії KAN Development. — Авт.) керує Мінрегіоном. Ми готуємо пропозиції та свою редакцію нових державних будівельних норм, а потім приходить пан Ніконов і повністю все міняє під забудовників. Не знаю, скільки така система може діяти, і чому антикорупційні структури цим не займаються. Хрещатик був відбудований силами киян. Практично всі корінні кияни працювали на його розчистці та перебудові. А потім прийшли ті, хто сьогодні все це знищує. Я впевнений, що коли це рішення суду набуде розголосу, почнеться страшенний скандал», — прогнозує архітектор.
ЖЕРТВИ БІЗНЕСУ
Будинок під номером 48 — не єдина жертва бізнесу. Минулого літа кияни обурювалися пожежею на Хрещатику, 40/1, де колись був розташований готель «Кане», а потім — Центральний гастроном. Активісти стверджували, що це черговий умисний підпал пам’ятки архітектури у столиці. До речі, 2012 року цю будівлю придбав той же екс-зять Черновецького В’ячеслав Супруненко. Він обіцяв здійснити реставрацію будівлі, а натомість 2013-го отримав погодження від Міністерства культури на реконструкцію, замість пам’ятки мала б з’явитися будівля у 55 метрів заввишки.
Раніше архітектор Микола Жаріков, головний зодчий Києва у 1987—1992 роках, розповідав «Дню», як свого часу рятував Центральний гастроном від зносу. Штаб громадської оборони міста хотів знести не лише магазин, а й увесь старий квартал для будівництва підземного центру громадської оборони Києва.
На будинку під номером 52 теж є відбиток бізнесу. За часів мера Омельченка до триповерхової садиби всупереч законам добудували ще два поверхи.
«Ремонту потребують будинки під номерами 23 (на першому поверсі магазин «Zara»), 25 (де раніше був кінотеатр «Дружба») та 27 — там розташована Національна спілка журналістів України. Це теж пам’ятки архітектури, але місто не дає на їхнє відновлення грошей, — зазначає Георгій Духовичний. — А з іншого боку, відбувається розбазарювання саме тієї частини історичного Хрещатика, до якої не дійшли руки в довоєнний період, у роки війни та після неї. Було проведено низку конкурсів на подальшу містобудівну долю цієї частини Хрещатика, і в жодному з них не взяли під сумнів статус цього об’єкта. Кому потрібні нові скандали? Пан Кличко має прокинутися, якщо хоче залишити по собі хоч якусь пам’ять у Києві».