Жители села Кодым, что в Бахмутском районе Донецкой области, могут оказаться в центре экологической беды. В результате обстрелов были повреждены очистительные сооружения местной свинофермы, и нечистоты попали в реку Кодымку. Поскольку очистительные сооружения расположены впритык к линии столкновения, ремонт сейчас невозможен. Местные экологи обеспокоены, потому что загрязненная вода может попасть в колодцы.
Это точечная ситуация, которая демонстрирует, что, кроме боевых действий, в зоне АТО или вплотную к ней возникают экологические беды разного масштаба. Впервые обобщить информацию о влиянии АТО на окружающую среду Луганской и Донецкой областей попробовали экологи международной благотворительной организации «Экология — право — человек» еще два года тому назад. Информацию собирали по каплям от местных волонтеров и через спутниковые снимки, также активисты выезжали в зону АТО.
«Согласно нашим исследованиям идет речь об огромном загрязнении ресурсов, необходимых для жизни человека: воды, воздуха и почвы, — отмечает эколог МБО «Экология — право — человек» Екатерина Норенко. — В воздухе зафиксированы окислительные соединения, которые негативно влияют на дыхательные пути, вода загрязнена сульфатами, есть бактериальное загрязнение, в почве содержатся тяжелые металлы, которые попадают туда в результате разрывов снарядов. Никто не следит за повреждениями зеленых зон в городах, не ведется мониторинг повреждения лесов и сельскохозяйственных земель. А на местах нам отвечали, что этого не делают из-за проблем с оборудованием и отсутствия средств».
ПРОФИЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — БЕЗ НОВОСТЕЙ
На основе мониторинга экологи подготовили отчет о ключевых тенденциях относительно повреждений и нанесенных убытков для окружающей среды. С этой информацией активисты обращались в Министерство экологии и природных ресурсов, просили делать аналогичные наблюдения, чтобы потом было легче исправлять последствия. До последнего времени обращения экспертов оставались неуслышанными. А несколько недель назад министр экологии Остап Семерак сделал сенсационное заявление: до 25 июля Государственная экологическая инспекция, Государственная служба геологии и недр и Государственное агентство водных ресурсов должны представить первые отчеты о влиянии АТО на окружающую среду в Донецкой, Луганской и смежной Харьковской областях.
«В результате военных действий на востоке Украины и незаконной аннексии Крыма возник ряд экологических угроз, связанных с загрязнением окружающей среды и уничтожением заповедников. Оценить реальные потери возможно только после проведения инвентаризации повреждений, вызванных военными действиями. Только тогда можно говорить о конкретных мерах по сохранению и возобновлению существующих территорий и искать механизмы и источники финансирования на решение экологических проблем на этих территориях», — цитирует Остапа Семерака пресс-служба ведомства. Кроме этого, министр отметил, что подготовленные отчеты обязательно обнародуют. Сейчас новости по этой теме на сайтах упомянутых служб отсутствуют.
«ЭКОЛОГИЯ МЕШАЕТ БИЗНЕСУ»
Как заметил министр, о планах и стратегиях преодоления последствий думать еще рановато, и экологи с этим полностью согласны. «Для Украины подобные отчеты и мониторинги — это первый опыт, — отмечает Екатерина Норенко. — Мы изучали много зарубежных документов, практики других стран, где были боевые действия или военные конфликты, чтобы понять, с чего начинать. Везде шла речь, что перед тем, как разрабатывать планы действий, проводились полномасштабные натурные обследования, но для этого обязательно должен быть прекращен военный конфликт, чтобы выехать и обследовать все на месте».
Но это не мешает собирать информацию о влиянии АТО на окружающую среду просто сейчас, тем более, министерство и так упустило два года. Экологи замечают, что для этого ведомству нужно подключать другие службы, к компетенции которых принадлежит контроль и мониторинг земель разного назначения. Впрочем, активисты не уверены в результативности этой работы. Так, результаты мониторинга экологов заинтересовали органы прокуратуры и Совет национальной безопасности и обороны. Природоохраннителей даже приглашали на закрытые заседания по этой теме, хвалили за проведенную работу и откровенно заявляли, что... воспользуются их наработками в собственных отчетах.
«Если СНБО и прокуратура нам прямо говорили, что будут использовать наши данные, сомневаюсь, что министерство сможет что-то большее. Да и сложно будет собрать информацию за два года с начала конфликта, потому что много всего утеряно. С другой стороны, попытка министерства — это хорошо, если не идет речь о показательности. Экология — это такая отрасль, которая мешает бизнесу, и когда приходит министр, который чего-то хочет достичь, часто это прекращает кто-то сверху. Если на этот раз все получится, это будет плюсом», — рассуждает Екатерина Норенко.
Кстати, мониторить ситуацию с состоянием окружающей среды в зоне АТО профильные службы должны без указания Остапа Семерака. Как уточняет Екатерина Норенко, это их прямая обязанность. Ведь как можно избегать исследований сельскохозяйственных земель, поврежденных воронками, где есть тяжелые металлы? Вдруг там высевают пшеницу, а сделанный из нее хлеб попадает людям на стол?