Необходимость непопулярного повышения стоимости проезда в автобусах, троллейбусах, трамваях и метро по Киеву понимает подавляющее большинство пассажиров. Другое дело — как это повышение ввести.
К большому сожалению киевлян, столичное руководство не изобрело ничего лучшего, как подменить настоящую заботу о малообеспеченных пассажирах формальным замыливанием глаз.
Байки о «настоящем киевлянине» и сохранении для него стоимости проезда 50 копеек растиражированы и мэром, и его заместителями с таким рвением, чтобы все поверили, что команда мэра стоит на охране небогатых мещан. Эта сентенция повторялась как заученная формула всеми возможными средствами массовой информации. Вот только сколько ни говори: «Халва, халва...», во рту сладко не станет.
Проблема заключается в том, что расчеты компенсаторного механизма увеличения финансового груза для пассажиров проводилась людьми далеко не бедными. А богатый, как известно, бедного не понимает. Потому нет ничего странного в том, что якобы пылкое желание помочь бедному ближнему вылилось в самую примитивную мертвую арифметику, за которой потерялись живые люди.
Господину мэру и его заместителям, бесспорно, известен уровень доходов большинства наемных работников города Киева. Чтобы не ошибиться, могли бы поинтересоваться, какую оплату труда предлагают работодатели в городском Центре занятости. Подавляющее большинство работающих тратит почти стопроцентно свой доход на оплату жилья и питание для своей семьи. И приобретение карточки для проезда сразу на год, а то еще и нескольких в одной семье для семейного бюджета является, в лучшем случае, значительной нагрузкой. А для многих вообще невозможным.
То есть приобрести такую карточку реально только людям с доходом выше среднего.
Кстати, законодательство Украины в целом ряде случаев предусматривает ограничение выплат с доходов граждан. Так, в частности, если квартирная плата превышает установленный процент от дохода семьи, начинает работать система субсидий.
Так что бедному киевлянину — а таких, к сожалению, немало — приходится ездить на работу в общественном транспорте по полной стоимости. А более богатому — по 50 копеек. Следовательно, бедный доплачивает за небедного, бедный небедного везет. Вот такая тебе забота.
Отмечу еще один аспект ноябрьского повышения цен на проезд в общественном транспорте Киева. Еще более важный. Это — уровень оплаты. Даже странно, что так «по-человечески» посчитали экономисты, на сколько необходимо поднять цену на билет. Могли бы насчитать и в пять или, скажем, шесть раз больше. Спасибо и на том.
Только по какому праву? Как всегда, по праву монополиста? А имела ли моральное право городская власть позволить такое многократное повышение? Особенно ввиду того, что городская власть руководствуется, как она это провозглашает, заботой о киевлянах.
Еще раз отмечу, необходимость поднимать цены на проезд в общественном транспорте киевляне понимают. Вопрос в том, насколько. По-видимому, было бы честнее и моральнее привязать увеличение цен на проезд к увеличению реальных доходов киевлян за время управления городом Черновецким и его командой. Только доходов реальных. То есть того, что на эти доходы можно приобрести. Так, повысилось среднее благосостояние киевлянина на 30% благодаря и совместно с действиями городской власти — можно на 30% увеличить цены на проезд в общественном транспорте.
Ведь киевляне выбирали власть в городе, дабы и власть управляла общиной так, чтобы уровень благосостояния мещан рос. Но об этом никто и не вспоминает.
Оно и правда. Куда хитрее управлять Киевом как придется. А когда нужно — ободрать горожан как липку, мотивируя это внешними факторами на манер всемирного кризиса или бездеятельности Кабинета Министров. И затем опять раздавать мизерные блага из собственных рук ради повышения собственного же рейтинга.
Ведь чтобы управлять общиной города в интересах собственно общины, необходимо делать это профессионально, со знанием дела. Придется привлекать к этому процессу и научное мнение, и предпринимательское. А так можно обойтись молодой, в основном, командой близких и дальних родственников. Эта команда — отдаю ей должное — и рьяная, и энергичная, и высокообразованная. Но у нее есть существенный недостаток — отсутствие или незначительный жизненный опыт, что для управления таким городом, как Киев, очень существенно.
Если до последних выборов мэра обдирать киевлян команде мэра было сложнее — приходилось преодолевать противодействие фракции БЮТ, — то сегодня это значительно легче. Поскольку госпожа Тимошенко обиделась на киевлян за низкую поддержку ее кандидатов и заняла позицию: так вам и надо! Хотя совсем зря. Ведь она сама, того не желая, не зная особенностей менталитета украинца, своими действиями значительно повысила рейтинг Черновецкого. Приблизительно так, как в свое временя значительно повысил рейтинг самой госпожи Тимошенко, опять же, не зная тех же особенностей менталитета украинца и совсем того не желая, тогдашний президент Украины господин Леонид Кучма. Те же танцы на тех же граблях...
И теперь, не ощущая существенного противодействия, городская власть уверенно руководствуется лозунгом: отнимать и делить, вместо прибавлять и приумножать. Выдача удочек, как всегда, отменяется. Будут выдавать, в лучшем случае, рыбу. Из одних рук.