Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Берлин: город камня и зелени

Почему немецкая столица поразила энергоэффективностью и... забывчивостью жителей
28 июля, 2017 - 13:31

Сразу прошу прощения у тех, кто часто бывал в Германии и имеет мнение о стране и ее столице, отличающееся от моего. Для кого-то Берлин — город комфортный и уютный. Но почему-то лично я ничего такого не почувствовала. Побывав в Берлине впервые, в командировке, восприняла его не как турист, а как журналист. Постоянно вспоминалось, как те или иные проблемы решаются у нас.

НЕМЕЦКАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Еще из окна самолета столица Германии показалась похожей на чертеж. Разграфленные линии улиц, дома с прямоугольными двориками, где часто стоят бассейны, везде зеленые газоны. Гуляя по городу, возникло ощущение, что заблудиться здесь невозможно: куда бы не свернул, все равно возникают строения, мимо которых только что пробегал.

Конечно, на первый взгляд все кажется не таким, как у нас. Но со временем этот принцип «все не так» опровергается. Вероятно, по причине тоски по Киеву, пусть и со своими визуальными недостатками, за родными, а больше всего — за двумя доченьками, младшая из которых впервые осталась без мамы надолго.

Впрочем, ностальгию отставим в сторону. Берлин... Сказать, что город поразил, вызвал восхищение и невероятные эмоции — значит слукавить. Но каждое место на Земле имеет свою изюминку. Те, которые нашла я во время коротких прогулок по Берлину между рабочими встречами, — камень, зелень и... медведи.

СПЛОШНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Берлин — город камня. Мостовая на дороге и тротуарах. Дома из камня, набережная из камня, музеи из камня, даже сувениры из камня. Это я о псевдокусочках берлинской стены, которые продают туристам. К сожалению, война уничтожила много красивых домов в городе. Осталось несколько оазисов древней архитектуры, а остальные — новые или только что после капремонта.

Сравнивая Берлин с центром Киева, где напротив Софии Киевской, памятника с тысячелетней историей, стоят стеклянные гостиницы, немецкая столица не вызывает такой когнитивный диссонанс. Хотя город переживает очередной этап обновления. Повсюду работает строительная техника, завершается утепление домов, а большинство музеев закрыто на реставрацию — наши только бы радовались таким масштабным финансовым вливаниям.

ПРИРОДЕ МОЖНО ВСЕ!

Берлин кажется молодым, активным и аккуратным. Уют дополняется зеленью. Здесь действует принцип, что природе разрешено все. Вот наш хозяин непременно взялся бы за косу и выстриг под ровную линию кустики травы на газонах и клумбах, которые растут, будто перепрыгивая друг через друга. Или же мальвы, как будто привет из Украины, растут на клумбах как хотят. Наши коммунальщики непременно окружили бы их резиновыми колесами, камешками гравия, а здесь цветы растут, как будто возле сельского домика, где живет бабушка, которой не под силу уже полоть цветы. Такой двор был у моей прабабушки Ольги: без заборов, просто хатка посреди садика, оплетенная барвинком и другими растениями.

Немцы не хотят вмешиваться в то, что растет естественным путем, поэтому позволяют зелени оплетать дома, расти на крышах, газонах в полный рост. За день-два к этому привыкаешь. Вспомните, как этой весной киевлян всполошила идея «Київзеленбуду» с «обнажением» деревьев: ветки спилили так, что остались одни лишь кроны. А в Германии деревцам позволили расти даже в холле офисного центра, где расположены кабинеты депутатов бундестага.

ВСЕ ВОСХИЩАЮТСЯ МЕДВЕДЯМИ

Медведи — символ города. В разных ипостасях их продают в качестве сувениров: есть мягкие игрушки, брелоки, статуэтки. К слову, статуэтка мишки высотой сантиметров 20 стоит приблизительно 60 евро, мягкие игрушки — 6—7 евро, поэтому сразу срабатывает внутренний калькулятор, который нажимает кнопку «стоп» и удерживает от пустого расточительства. Впрочем, для экономных есть другой вариант — можно сфотографироваться с одним из каменных Тедди на улице. Одна из переводчиков, работавшая с нашей группой, рассказала, что немцы любят медведей до беспамятства. Недавно городской зоопарк Берлина взял ссуду у Китая, чтобы купить двух панд за несколько миллионов евро.

МЕСТА ПАМЯТИ

Многое напоминает о том, что когда-то Берлин жил на два мира. От магнитиков с кусочками берлинской стены до обустроенных мемориальных скверов. По территории их нельзя сравнивать с киевскими парками, занимают они небольшую площадь, но количество памятных знаков на одном квадратном метре зашкаливает.

Натолкнулась на один из таких скверов. Здесь осталось немного стены из бетона, забор с проволокой, установлена карта с визуализацией, как жил город и где его разделяла стена на запад и восток. Стена делила пополам как канализационные и осветительные коммуникации, так и человеческие души, в прямом смысле слова — граница шла даже по старому Парижскому кладбищу.

КАК В БУНДЕСТАГЕ ЛОВЯТ СВЕТ

Домики центральной части Берлина практически одинаковые по архитектуре. Недавно город пережил масштабное утепление многоквартирных домов. Немцы не могут понять наш лалоскутный принцип энергосбережения, когда облицовываем пенопластом только стены своей квартиры.

В отличие от Украины, где жилищный фонд принадлежит и государству, и людям, в Германии все является собственностью граждан. Например, есть многоквартирный дом, который принадлежит двум-трем лицам, сдающим квартиры в долгосрочную аренду. Немцы, зная, что долгосрочно — это надолго и надежно, вкладывают средства как в ремонты отдельных квартир, так и в благоустройство всего дома.

Энергосберегающие принципы достались и бундестагу. Здание пережило несколько разрушений и возрождений. После последнего преобразования бундестаг получил стеклянный купол. Он с секретом: внешне купол как купол, а с внутренней стороны к его вершине от уровня крыши направлен конусообразный элемент из зеркал. Под куполом, на первом этаже бундестага, заседает парламент. Чтобы депутатам работалось удобнее, дополнительный свет получают именно благодаря зеркальной конструкции под крышей. Часть зеркал перехватывает солнечный свет, другая — преломляет его и направляет в сессионный зал.

ЛЕТУЧИЕ МЫШИ И ВЕТРЯНЫЕ МЕЛЬНИЦЫ

Немцы живут в период перехода на так называемые возобновляемые источники энергии. Но не все решения принимаются на «ура». Некоторые сельские громады против ветряных мельниц на своей территории. Во-первых, это портит ландшафт. Во-вторых, ночью мигают лампочки на ветровых установках, а это раздражает местных. И в-третьих, от этого страдают птицы и летучие мыши. С ними проблему уже решили: научные работники подсчитали, в какие дни и в какие часы они пролетают мимо ветряных мельниц, и владельцы установок соглашаются останавливать их работу на это время. Подумаешь, за год это всего 40 часов. А вот что делать с птицами — это предмет жаркой дискуссии! Пока без ответов.

ГРИБКИ-ОБОГРЕВАТЕЛИ

Погода в Берлине кардинально отличалась от киевской. После наших 30 с хвостиком градусов выше нуля, слова пилота, что в Берлине хорошая погода и плюс 15 — насмешили. Оказалось, что солнце и такая температура — это прекрасно, потому что всю предыдущую неделю ливни не покидали город. Дожди попробовали вернуться и в первый день нашего пребывания в Берлине. Дождь накрапывал, прекращался и опять посыпал острыми холодными капельками. Наконец нервы не выдержали, мы спрятались в кафе возле уличных обогревателей. Это что-то невероятное! Работают они на газу, выглядят, как грибочки, расставленные между столиками. И около них тепло-тепло, как дома. Хотелось взять этот грибок-обогреватель вместе с собой вместо зонтика. Видите ли, и здесь не обошлось без инноваций и энергоэффективности.

(НЕ)ПУНКТУАЛЬНОСТЬ

Есть «классические» немцы, о которых рассказывают анекдоты, а есть исключения из правил. А, может быть, это просто стечение обстоятельств. Кстати, в самом Берлине коренных горожан очень мало, немало беженцев из арабских и азиатских стран. Так вот, о знаменитой педантичности, скрупулезности и подобных вещах. Забудьте. Почему-то в номере, который для меня бронировали заранее, уже проживала пара азиатов. Упустили из виду работники гостиницы, бывает. То же самое случилось со службой трансфера, которая должна была встретить в аэропорту вторую часть нашей группы. Двоих участников семинара водитель просто не нашел и... уехал из аэропорта ни с чем.

СОРТИРОВКА ПО МАКСИМУМУ

Город просто переполнен велосипедами, велопарковками и велосипедистами. Это удобный и дешевый способ передвижения. Для сравнения — годовой проездной билет на общественный транспорт обойдется в 700—800 евро, для берлинцев это дорого.

Где бы не была за рубежом, обязательно обращаю внимание на мусорные урны. Еще нигде не видела такого количества баков для сортировки мусора, как в Берлине. Немцы не просто сортируют отходы на бумагу, стекло и органику, но и каждый из этих видов мусора делят еще на несколько категорий. Например, стекло коричневого, синего, зеленого или белого цвета выбрасывают в разные баки. А в выходные и после 20-и часов выбрасывать стекло запрещается, потому что это нарушает покой местных жителей.

На железнодорожном вокзале Берлина заметила вроде бы волонтеров в зеленых жилетах. Вспомнилось, как после войны на востоке у нас появилось множество псевдоволонтерских фондов, которые просили деньги на нужды участников АТО в метро, на вокзалах и в подземных переходах — в таких же ярких жилетах. Мне объяснили, что это беспризорные продают газеты, материалы в которые написали такие же беспризорные. Этим занимается соответствующая благотворительная организация.

На вопрос от родных и друзей: «Как там, в Германии», — я не могу однозначно ответить. Конечно, уровень жизни здесь другой, но он не появился на пустом месте. Для меня это прежде всего опыт, расширение горизонтов. Подобные поездки помогают понять, куда я хочу двигаться дальше, чему научиться и что познать. И за это я благодарна Берлину.

Инна ЛИХОВИД, «День»; фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ