Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бесплатно и грязно

или Каковы истинные проблемы крымских пляжей
25 августа, 2005 - 19:42
НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ТРУДНОСТИ, ПРОБЛЕМА УБОРКИ ПЛЯЖЕЙ ВО МНОГИХ СЛУЧАЯХ УЖЕ РЕШЕНА. КАК УТВЕРЖДАЮТ ЭКСПЕРТЫ, 95% КРЫМСКИХ ПЛЯЖЕЙ ОЧИЩАЮТСЯ ВОВРЕМЯ / ФОТО РАФАЭЛЯ ВАХИДОВA

Бытовой мусор на крымских пляжах сейчас представляет большую проблему, чем «страшилки» из холеры, ВИЧ-шприцев, кишечной палочки, радиации и других раздутых угроз.

Людмила Жилина, рабочая одного из симферопольских заводов, вернувшись из пляжа в Николаевке, куда обычно ездят купаться и загорать не только небогатые симферопольцы, но и любители так называемого простого, а не шикарного и более дорогого южнобережного отдыха, пожаловалась: посетителей на местном пляже настолько много, что часто негде сесть. Практически все оставляют после себя мусор, а потому коммунальная хозяйственная служба не успевает убирать пляж. Нагрянула комиссия СЭС, объявили, что пляж закрыли, до полной уборки. Но никто не послушался, снова полно людей, и снова мусорят…

— Это действительно проблема, — говорит Марина Мясникова, заместитель начальника отдела рекреационных ресурсов Министерства курортов Крыма. — Дело в том, что проблема бытового мусора на пляжах крымских курортов неожиданно оказалась более сложной, чем все остальные. И на это сейчас брошены усилия всех коммунальных служб…

Судите сами: периметр Крыма по разным подсчетам составляет от 900 до 1100 километров, из них территории, реально пригодные под пляжи — километров 500—600 береговой линии Черного и Азовского морей. Освоено под пляжи примерно 300 километров береговой линии. Если считать, что ширина пляжей в среднем составляет от 30 до 40, а иногда и до 50 метров, то получается, что коммунальным службам Крыма ежедневно приходится убирать 100—150 квадратных километров пляжной территории. С них собирается и доставляется на полигоны сотни тонн твердых бытовых отходов. Таким образом, если в год Крым сейчас посещают от 5 до 6 миллионов туристов, а это в 2—3 раза превышает население полуострова, то получается, что туристы производят в два раза больше мусора, чем сами крымчане, причем весь он сосредоточен преимущественно на пляжах. Ежедневно на его уборке заняты тысячи человек, но все равно не успевают…

— Сегодня по всем санитарно-гигиеническим показателям крымские пляжи соответствуют требованиям, и они открыты для купания и оздоровления, — сообщила главный санитарный врач Крыма Мария Кровякова. — Однако ежедневно нам приходится закрывать на время уборки от 2 до 4 пляжей на разных курортах, часто в Николаевке, иногда в Феодосии или Алуште, иногда на западном побережье, то есть в районе Сак и Евпатории. Такой случай недавно был в Партените, и непонятно, почему СМИ стали писать о появлении там кишечной палочки. Это не соответствует действительности. К счастью, нынешнее курортное лето более благоприятное. Известия о шприцах с ВИЧ-инфекцией, разбросанных по пляжам, о холерном вибрионе, о кишечной палочке, о выпусках в море нечистот из очистных сооружений, оказались либо преувеличенными, либо просто рожденными по недоразумению. Мы проверили все пляжи и дали добро на их эксплуатацию, они соответствуют нормам, и здоровью отдыхающих на них все перечисленные «страшилки», к счастью, не угрожают…

Это же подтвердил и заместитель Главного государственного санитарного врача Ялты Николай Лещенко. По его информации, санэпидемслужбы Алушты, Гурзуфа и Ялты, начиная с 5-го августа, каждый день брали по 8 проб морской воды. «Мы делали анализы на всевозможную патогенную флору, которая может влиять на здоровье человека, даже анализы на холеру. Все анализы хорошие», — утверждает Николай Лещенко.

По мнению председателя Совета министров Автономной Республики Крым Анатолия Матвиенко, распространение недостоверной информации о неблагополучном санитарно-гигиеническом состоянии Крыма «вызвано экономическими претензиями и, может быть, войной за курортника, который сегодня достаточно эффективно поехал на крымские берега». По данным мониторинговой службы Минкурортов Крыма, сегодня пассажиропоток в Крым превышает 4 миллиона пассажиров, что примерно на 200—300 с лишним тысяч больше, чем в прошлом году.

— Санитарное состояние пляжей и вывоз мусора с них, — рассказала Марина Мясникова, — тесно связаны с другой проблемой — с платой за вход на пляж. По общему решению правительства Крыма, все коммунальные пляжи должны быть бесплатными для посещения. Но тогда откуда брать деньги на их уборку?

С требованием сделать пляжи бесплатными выступили многие общественно-политические организации. Партия промышленников и предпринимателей, например, недавно заявила: «Для всех отдыхающих посещение пляжей должно быть бесплатным, это будет наш крымский конек в мировом турбизнесе, — говорит заместитель председателя Крымской организации ПППУ Сергей Шульга. — Нет смысла превращать пляжи в помещичьи и боярские угодья». По мнению партии, это «мздоимство» и «случайные схемы для обогащения». Вместе с тем почти 80% крымских пляжей, которых в целом насчитывается до 600 участков береговой линии, сегодня платные. Их посетители должны заплатить за вход от 3 до 5 гривен. Где брать деньги на уборку, ответил глава правительства Анатолий Матвиенко: вход на пляж должен быть бесплатным, но услуги на нем — прокат лежака, зонтика, пользование душем, туалетом, питьевой водой из фонтанчика, — могут быть платными.

— Исходя из того, что согласно Кодексу о земле и Закону о коммунальной собственности, все наши пляжи являются коммунальной собственностью, — говорит Марина Маясникова, — это проблема решаема. Но это там, где пляж действительно коммунальный, тогда деньги за услуги могут использоваться и на уборку пляжа. Однако большинство наших пляжей переданы в аренду или в пользование здравницам, противооползневому управлению, частным структурам. И там если одну услугу оказывает одно частное предприятие, другую — другое, треть — третье, решить вопрос перераспределения средств сложнее. Тем не менее мы должны констатировать, что на 95— 98% пляжей эта проблема решена, они убираются, и только часть либо «диких», либо неконтролируемых пляжей убирается не вовремя. Поэтому Минкурортов сразу же заявляет, что это не является всеобщей проблемой, она более трудоемка, чем все остальные, но мы ее решаем, вроде бы, успешно…

Здесь надо сказать, что решаем успешно — это пока. Дело в том, что мусор с пляжей, конечно, убирается в большинстве случаев успешно, но что с ним происходит дальше? Вот в этом и кроется настоящая проблема. На недавней пресс-конференции в Рескомприроды экологи и санслужба Крыма обнародовали следующие данные: из 28 крымских полигонов ТБО большинство построены еще в 60—70 годах прошлого века и рассчитаны были на пять-шесть лет эксплуатации, но работают до сих пор. Причем только 13 из них имеют землеотводы, а 11 — все разрешительные документы. По информации Комитета по охране окружающей природной среды, на территории полуострова накопилось около 26 миллионов тонн отходов, и цифра эта ежегодно увеличивается еще на 4 миллиона тонн. Из-за перегруженности законных свалок жители и предприятия начинают сваливать мусор в не отведенных для этого местах. В 2004 году, например, Комитет по охране окружающей среды выявил 317 несанкционированных свалок, которые располагались на 157,2 гектара земли, на которые уже вывезли 1,629 тысячи кубометров отходов. Однако в нынешнем году экологи опять обнаружили 190 нелегальных свалок на площади 21,3 гектара. Очищая их, вывезли оттуда уже 13 тысяч кубометров мусора. Процесс, как видим, нарастает. И вообще, стоит вспомнить старую шутку о том, что человечество не производит ничего, кроме мусора, ведь рано или поздно, все, что произведено человеческими руками — самолеты, машины, дома, компьютеры и т.д. — оказывается на свалке. Следовательно, человечеству вообще-то, стоило бы вместе с любым новым изобретением создавать и мощности по его утилизации, чтобы не выбрасывать на мусорную свалку. А так только в Крыму за нарушение законодательства об обращении с ТБО уже 192 должностных лица привлечены к ответственности и оштрафованы на 10,7 тысячи гривен. Хотя по расчетам комитета, ущерб составляет почти 14 миллионов. В суды предъявлено 17 исков на 531,7 тысячи гривен, удовлетворено — на сумму 509 тысяч…

— В свое время в Крыму планировали построить серию из пяти мусороперерабатывающих заводов (МПЗ), однако до сих пор ни один не построен. И это при том, что нет недостатка в проектах. По информации председателя Рескомприроды Владимира Рыжко, Крым до 10 ноября снова подготовит не менее 300 инвестиционных проектов по переработке мусора в разных регионах. В первую очередь инвесторам предложат ЮБК как самый перспективный регион. Предложений от потенциальных инвесторов хватает, но вот когда пойдет речь о конкретных условиях договора, дело часто срывается. Так, стоит вспомнить хотя бы историю с несостоявшимся строительством Ялтинского МПЗ. Более года назад Ялтинский горисполком выиграл американский грант, только до реализации проекта дело так и не дошло, потому что обещанные 20 миллионов долларов инвестор не выделил. Ведутся очередные переговоры и в Симферопольской мэрии, которая тоже накапливает опыт общения с инвесторами. До 30 августа Симферопольский горсовет будет принимать проекты, а потом объявят тендер. По словам министра экономики автономии Владимира Кулиша, сложность в том, что во всей мировой практике нет такого примера, чтобы проблему утилизации мусора настолько запустили. В правительстве считают, что проекты должны предусматривать весь комплекс работ: от организации сбора мусора, его вывоза до сортировки, переработки и утилизации. Поступившие в Совмин предложения рассмотрит специально созданная инвестиционная комиссия во главе с председателем правительства Анатолием Матвиенко. Проблемой заинтересовалась и международная программа ТАСИС. Ее специалисты начали разработку технико-экономического обоснования строительства МПЗ и реконструкции действующих свалок. Весь вопрос только в том, успеют ли все это сделать в Крыму раньше, чем накопится критическая масса отходов, способная вызвать экологическую катастрофу? Ведь прирост в 4 миллиона тонн мусора ежегодно — не шутки. Счет, собственно, идет на дни…

Никита КАСЬЯНЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ