Рома — самое большое этническое меньшинство ЕвропыВ Киеве всего лишь 5-6 рома учатся в вузахУчебники по ромской культуре некому писать42% украинцев считает, что рома не стоит пускать на территорию Украины
Рассказал как-то учитель с немалым стажем работы историю из своей преподавательской жизни. Был у него ученик — цыган, проявляющий недюжинные способности к наукам, но в то же время не отличающийся исполнительностью. В очередной раз, когда домашнее задание было им проигнорировано, учитель решился на серьезный разговор: мол, объясни, почему не учишься. На что рома со свойственной им экспрессией ответил риторическим вопросом: «Как же тут можно уроки учить, если к нам родственники табором приехали?..»
Подобные откровения необычного, как считали его одноклассники, мальчика становились для них очередным поводом, чтобы с ним «не водиться». По принципу: от греха подальше. Да и не он один сталкивался с предвзятым, мягко говоря, отношением. К примеру, руководитель цыганского театра «Романс» Игорь Крикунов по сей день вспоминает, как на уроках учителя, показывая на него, говорили аудитории: что спрашивать это отродье, ведь он все равно ничего не знает. При этом за кадром оставался тот факт, что ошибок в его тетрадках было не больше, а то и меньше, чем у «обычных» одноклассников.
Сегодня, как утверждают цыгане, дети которых учатся в школах и вузах, ситуация изменилась в лучшую сторону — «то ли украинцы научились толерантности, то ли нам удалось доказать, что мы не отличаемся от еще 130 нацменьшинств, проживающих в Украине». Тем не менее, соцопросы более чем красноречиво демонстрируют то, что происходит на самом деле. Согласно исследованию, проведенному Институтом социологии НАНУ, лишь 2% украинцев согласились бы увидеть в качестве своих близких друзей рома, столько же пошли бы на соседство с цыганами, и всего 1,6% — работали бы с ними в одном учреждении. Более того, в минувшем году 42% украинцев сообщили социологам, что рома и вовсе не стоило бы пускать на территорию Украины.
Впрочем, только по официальным данным сегодня в Украине их около 50 тысяч. На самом же деле — около 150 тысяч. Украинские цыгане подумывают о создании своего государства, осознают, что шатры и кибитки не дадут им «билета» в общество, и думают о том, как, поборов предубеждение, сохранить национальную идентичность. В последнем пункте рома, живущие в Украине, как раз и столкнулись с немалой проблемой. «В 30-е годы, — говорит единственный в нашей стране цыганский писатель, лауреат международной премии им. И. Франко Михаил Козимиренко, — была государственная политика решения национальных вопросов. На цыганский язык переводили «Буревестник», «Кармен» и даже «Интернационал»... А потом сталинский режим все уничтожил». По словам М. Козимиренко, сегодня в странах, где проживают цыгане (Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии), издаются газеты, книги и учебники на цыганском языке, работают цыганские школы. Последние в Украине, правда, также имеются, только напоминают скорее резервацию, нежели учебное заведение, где детям закладывают «основы основ». Как рассказывает М. Козимиренко, цыганским языком учителя там, как правило, не владеют. Более того, «тяжесть» багажа знаний выпускника «специализированного» учебного заведения сопоставима с навыками ученика шестого класса средней школы. Почему? Да потому, что рому якобы больше и не надо. А что касается языка — то как же ему обучать, если ни одного учебника в Украине не существует.
С другой стороны, правда, учебники и писать некому. Хотя среди украинских цыган есть доктор педагогических наук, насыщать теорию цыганской «начинкой» он не решается. По вполне понятным причинам: чтобы учить кого-то языку, для начала нужно им самому владеть в совершенстве. «Наверное, мы сами во многом виноваты, — говорит Игорь Крикунов. — Разве может государство помочь цыганам выучить их родной язык и воспитать стремление видеть себя не в кибитках, а на высоких постах?»
Показательная история из жизни. В одной из цыганских семей две дочки. Обе — поистине гордость нации: закончили юридический факультет, владеют пятью иностранными языками. Проблема в том, что уже сейчас понятно: ни одна, ни вторая не заинтересуются ромэном с образованием 6 классов. Да и не согласится на то, чтобы ее муж в лучшем случае торговал на рынке. А значит, гордости всех украинских цыган придется в будущем лишь вспоминать о том, какие у нее на самом деле корни. «В наших рядах невежество цветет буйным цветом, и можно по пальцам перечесть тех, кто хочет изменить сложившейся веками уклад», — говорит И. Крикунов. К примеру, в Киеве лишь 5 — 6 рома учатся в вузах. Единственный в Украине цыган подумал о том, что произведения Шевченко, Франко и Леси Украинки могут неплохо зазвучать на цыганском языке. Единственная в Украине газета для рома, которую организовали в Закарпатье, буквально через несколько выпусков превратилась в ничем не примечательную всеядную районку. Отчасти потому, что весть о ее существовании сами цыгане встречали с широко раскрытыми глазами. Зато приходя на выступление — опять-таки, единственного в Украине цыганского театра «Романс», — они нередко тайком клали себе в карман фотографии со спектаклей...
Вот тут и заключается главное противоречие. Интеллигенция ромэн утверждает, что они — представители свободолюбивого и гордого народа, считающего зазорным просить милостыню. «Мы лучше все по пять копеек сбросимся, нежели позволим кому-либо выйти с протянутой рукой». И. Крикунов утверждает, что национальная философия (именно так, а не иначе) не терпит попрошайничества, а те, кто «выступают» на улицах, — скорее цыганский тип, но не рома. Если же говорить о беспризорных детях и воровстве, то разве среди украинцев и русских такие инциденты редкость — задают встречный вопрос цыгане. Просто проблема в том, что никто на самом деле не знает, кто такие рома.
Узнавать же довольно тяжело. Наверное, не будет большим откровением сказать, что у цыган есть одна особенность: жить рядом, но в то же время отдельно. И благодаря своей отчужденности окутывать себя ореолом загадочности, создавая тем самым почву для мифотворчества. Непонятным наблюдателю за цыганской жизнью было бы многое. Скажем, как можно игнорировать социальные условности и жить по принципу: «мне это не понравилось, я сяду и уеду»? Как женщина, будучи в семье добытчицей, соглашается с тем, что из-за малейшей провинности ее могут выгнать из табора? Как можно, подобно средневековому обществу, устраивать свой цыганский суд? Тем не менее, так оно и есть. Несмотря на то, что современные цыгане порядком отличаются от описываемых этнографами. Сегодня немало их «осело» в каменных особняках за трехметровыми заборами, жгучие брюнеты и брюнетки обзавелись достижениями технического прогресса, а традиционные яркие одежды все чаще сменяются элегантными костюмами.
«Наверное, нет ни одного народа, — говорят цыгане, — у которого бы существовала такая прочная кровная связь». Услышав о проблемах своего «родственника», ему тут же придут на помощь: обязательно пригласят к себе домой, напоят чаем (это традиция цыган) и вместе обсудят превратности линии судьбы. Не принято у цыган и задумываться над тем, приютить или нет чужого, но нуждающегося в помощи ребенка. Поскольку они для рома — без преувеличения смысл жизни. Случись что-либо с мужем, цыганская женщина и не подумает о повторном браке — ее жизнь полностью отдана детям. Наверное, сегодня это кажется архаикой, но тем не менее — развод здесь почти что нонсенс. Не признают рома и гражданские браки, ведь свадьба поистине главное событие в жизни. А чтобы погулять, как подобает настоящему рома, семьи порой даже разоряются. В то же время чрезмерная любовь к Бахусу карается по цыганскому закону. Изгнанием.
К слову, до сих пор у рома живы традиции своего суда. Умудренные опытом цыгане собираются, дабы выслушать обвиняемого и обвиняющего и вынести свой вердикт. Последний, правда, здесь может быть либо в виде штрафа, либо... чистосердечного раскаяния. Ведь цыгане верят в бумеранг — в то, что за любое противоречащее морали деяние неизбежно наказание, а кроме того, верят они в силу клятвы.
«Нам легко говорить о наших национальных чертах, — говорит М. Козимиренко, — в первую очередь, мы верные, естественные и мудрые. Иначе как бы мы смогли при антицыганских законах и репрессиях не только выжить, но и сохранить свои традиции?»
Впрочем, нужно ли сохранять традиции, ромская община в Украине не знает. С одной стороны, учить свою историю и передавать из поколения в поколение священные знания и традиционные ремесла — прекрасно. С другой — замкнутость на самих себе не позволяет им что-либо доказать обществу. «Для кого мы сейчас растим молодое поколение, для кибиток? — говорит Игорь Крикунов. — Естественно, цыган не может таковым называться, не зная, кто он и откуда. Но в то же время, если мы — граждане Украины, как это значится в паспорте, значит, должны получить соответствующее воспитание и образование».
Как это в данном случае соединить — вопрос риторический. Скорее, придется выбирать: либо интеграция в общество, либо сохранение устоев. Впрочем, государство Украина в последнее время идет навстречу рома. Недавно было заявлено о том, что наша страна берется реализовать первую в Европе отраслевую программу возрождения рома. Им будут помогать в образовании, культуре, науке, а кроме того — еще и оказывать помощь малообеспеченным. Ежегодно на программу по поддержке караимов, крымчаков и рома будет выделяться 100 тысяч гривен.