Национальная опера Украины — большая и сложная структура, состоящая из множества служб: художественно-постановочных, технических, администрации — всего 38 подразделений. Каждая имеет свою роль в работе над конечным результатом — спектаклем, — рассказывает о своем беспокойном хозяйстве генеральный директор театра Петр ЧУПРИНА. — У нас трудится более тысячи человек. Мы ощущаем внимание Президента Украины Л. Кучмы, правительства, министерства культуры и искусств. Имеем все условия для творчества и нормального функционирования театра. С января повышены оклады сотрудникам. Сегодня зарплата ведущих солистов составляет 2, 5 тысячи гривен (сюда входят надбавки за мастерство, за исполнение особенно сложных партий и др.).
Для Украины это достаточно высокая оплата труда. Хотя если бы артисты работали за рубежом, то получали бы во много раз больше. Например, рядовой солист-инструменталист в Европе получает гонорар за выступление примерно две-три тысячи долларов. Принципиально отличается оплата артистов с мировыми именами. Но их не более двух десятков среди дирижеров, трех — среди музыкантов, певцов и танцоров, которые являются высокооплачиваемыми звездами. За концерт маэстро класса Клаудио Аббадо и Зубино Мета получают до 70 тысяч долларов, за абонемент — 25 — 30 тысяч. Два года назад в Германии импресарио доктор Гере выпустил книгу «Кто сколько стоит», в которой обнародовал гонорары знаменитостей, и этим спровоцировал ужасный скандал. Большие неприятности были у трио теноров: Доминго, Каррераса и Паваротти. С тех пор налоговые службы тщательно следят за подобными публикациями, а артисты стараются не афишировать свои доходы.
ЗАВИСТЬ — ЧУВСТВО, ПРИСУЩЕЕ НЕ ЗВЕЗДАМ, А РЕМЕСЛЕННИКАМ
— Наши предки выбрали для театра очень удачное место, — считает главный режиссер Национальной оперы Дмитрий ГНАТЮК. — Здесь особая аура, и, мне кажется, именно поэтому в нашем коллективе не переводятся таланты. Сейчас солистов- вокалистов работает 68 человек, хор составляет 120 человек, оркестр — 150 музыкантов и балет — 150 танцовщиков. Таким коллективом под силу ставить самый разнообразный репертуар. Я дебютировал на этой сцене еще студентом Киевской консерватории в 1948 году. Пришлось выручать театр: вечером спектакль «Наталка Полтавка», а все четыре баритона, исполняющие партию Миколы, заболели. Волновался ужасно, но пел, по отзывам своих педагогов, хорошо. Через три года, когда окончил учебу, был приглашен сюда солистом. Поверьте, я даже не заметил, как пролетело время, и что более полстолетия связан неразрывными узами с этим театром, ставшим для меня настоящим домом. Я застал еще таких корифеев, как мой учитель Паторжинский, и такую яркую личность, как Оксана Петрусенко. Видеть и слышать их на сцене — величайшее счастье. Как трепетно они относились к публике, с какой самоотдачей выступали и какими великолепными мастерами были!
В опере должна быть гармния. Но если вокалист сосредоточен лишь на своем голосе и не подключает актерский арсенал, он сильно проигрывает. Раньше за кулисами говорили об одном известном теноре: «Ты дурак — дураком на сцене», а он парировал: «Зато голос какой!». Сегодня публике мало слышать прекрасный вокал. Она хочет видеть игру, раскрывающую фабулу действия, полноценный образ героя спектакля.
Ходят легенды, что раньше между актерами были более теплые, доверительные отношения, нежели сейчас. Умели примы и премьеры радоваться не только собственным успехам, но и чужим. Говорить о том, что коллектив Национальной оперы сплочен, монолитен, не приходится. Кто-то дружит между собой, ходит в гости, а кое-кто стоит особняком: выступил — и до свидания. Не зря говорят, что творческий коллектив — это террариум единомышленников. Амбиции, повышенное самомнение, зависть постоянно соседствуют с успехом. Ведь если ты сам не веришь в свои силы, не ощущаешь, что ты лучший — ты мало чего добьешься. Хотя если у артиста плохой характер, и он тянет на сцене «одеяло на себя», то с таким партнером трудно выступать, и конфликты неизбежны. Тяжело работать с хамом и человеком низкой культуры. Но они, как утверждают театральные старожилы, не задерживаются в труппе. А зависть — чувство, присущее не звездам, а ремесленникам.
ПИТЬ ИЛИ ПЕТЬ?
Раньше публика боготворила своих кумиров, шла на имена. И хотя в Киеве, в отличие от Большого театра, не было разделения публики на лемешисток и козлистов, дотошно подсчитывающих количество корзин и букетов, продолжительность оваций, но свои квакеры тоже имелись. Были фанатичные поклонницы у Евгении Мирошниченко и Беллы Руденко. До явной вражды не доходили, но наиболее экзальтированные дамочки могли демонстративно покинуть зал, если видели, что на сцену вышла не их любимица. До сих пор вспоминают, что когда в театре появлялся великий бас Борис Гмыря, персонал встречал его, вытянувшись в струнку, стараясь выполнить любое пожелание Бориса Романовича. Остался в памяти меломанов и знаменитый баритон Николай Ворвулев, к сожалению, рано ушедший со сцены. Как рассказывают очевидцы, он был стихии подобен, имел огромный талант, но слабый характер — любил выпить. Этот недуг погубил артиста — сгорел, как факел. Кстати, расхожее мнение, что рюмка коньяка способствует лучшему звучанию голоса, имеет как своих последователей, так и ярых противников. Например, Дмитрий Гнатюк считает, что пить перед выходом на сцену ни в коем случае нельзя. И об этом не устает повторять своим коллегам — молодым певцам. Иначе их ждет не долгая вокальная карьера, а короткий миг удачи и многолетнее разочарование в жизни. Нужна колоссальная самодисциплина. Для певиц, если они хотят быть стройными, нужно тщательно продумывать рацион питания, отказываться от мучного и сладостей. Мороженое тоже есть не желательно — можно простудиться.
ПРЕМЬЕРА — ХОРОШО, НО СУТОЧНЫЕ ВАЖНЕЕ
Мы привыкли к штампам. Чуть ли не каждого артиста величаем звездой, примадонной или премьером, но, положа руку на сердце, нынешних артистов правильнее было бы назвать талантливыми, но не легендарными. Рядовой зритель по голосу не отличит одного исполнителя от другого. Сегодня, как это не прискорбно, нет ярких личностей, а есть мастера высокого класса — все, вроде, правильно танцуют, поют, но не вкладывают всю душу в исполнение, а публика не глупая и тонко чувствует фальшь, работу вполсилы.
Для каждого артиста всегда наступает болезненный психологический момент, когда приходится заканчивать свою карьеру. Кто-то становится педагогом, постановщиком или занимается концертной деятельностью. Например, Дмитрий Гнатюк, еще будучи солистом оперы, освоил профессию режиссера (среди его постановок — «Князь Игорь» Бородина, «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини, «Тоска» Пуччини, «Золотой обруч» Лятошинского, «Травиата», «Аида» Верди. — Т. П. ). К режиссуре шел постепенно. «Я проработал на сцене 53 года, — сказал певец, — то есть фактически всю свою жизнь. Для меня опера — как первая любовь, ее невозможно забыть. Я прекрасно понимаю, что свою популярность у массового зрителя получил как исполнитель народных и эстрадных песен». Всего шесть лет назад он завершил свою оперную карьеру спектаклем «Князь Игорь», где не только пел главную партию, но и являлся режиссером-постановщиком.
— Многие танцоры, выйдя на пенсию, продолжают служить в театре, — рассказывает директор балетной труппы Валентина КАЛИНОВСКАЯ, — но уже как репетиторы: помогают молодым исполнителям подготовить партии, войти в спектакль, подсказывают, как пластически воплотить новые роли. Дело в том, что выступать на сцене в нашей профессии начинают рано, еще учась в хореографическом училище. Сначала они танцуют в кордебалете, а затем могут стать солистами, премьерами.
В опере спрятаться за фонограмму, а в балете — за дублера невозможно: здесь все «вживую». Поэтому бывают накладки и казусы. Приведу не столь давний пример — дебют одного молодого и талантливого баса Ш*** (имя не называю по этическим соображениям, тем более, что это стало ему уроком, и ныне он — ведущий артист театра. — Т. П. ). Шла опера Россини «Севильский цирюльник». Подошла очередь исполнения коронной арии дона Базилио о клевете, звучит музыка, а певца нет. Оркестр дважды играет вступление. Что делать? Где артист ходил — только он знает. А когда прибежал, с горячностью сказал: «Я сейчас выйду». Куда выйду? «Поезд» уже ушел. Спектакль продолжили без той сцены. Певцу объявили выговор. А ведь за такой «ляп» он мог и из театра вылететь.
На Вердиевском фестивале, проходившем в прошлом январе, во время оперы «Травиата», исполнявшейся на языке оригинала, один из артистов забыл свой текст по-итальянски и запел: «Вам лист» — по-украински. Его реплика резанула слух, и, несмотря на драматизм сюжета, вызвала веселый смех публики.
Сегодня в оперную труппу пришло много молодежи, но мужских голосов — баса, баритона, тенора — нехватка, считают музыковеды. Уезжают за рубеж солисты, и этот процесс необратим. Хорошо сложилась за границей артистическая карьера украинских экс-премьеров — Анатолия Кочерги, Виктории Лукьянец, Валентина Пивоварова, Владимира Гришко. Они выступают в самых престижных театрах мира. К этой звездной компании недавно примкнул и Михаил Дидык. Радует, что наши мастера нарасхват. Прекрасный танцовщик Денис Матвиенко работает в штате Мариинского театра, балетная труппа которого сегодня считается лучшей в мире. Ныне ведут переговоры о переходе в эту знаменитую команду Надежда Гончар и Леонид Сарафанов. Потеря солистов такого класса для труппы невосполнима. Чтобы артисты не уезжали, дирекция Национальной оперы старается создать хорошие условия для творчества. В театре переходят на новую форму оплаты труда. Не секрет, что наши артисты традиционно живут за счет зарубежных гастролей, где получают суточные в соответствии с установленными нормами (например, в США это $69). Деньги не тратят, питаются за счет привезенных из дома продуктов, а сэкономленные средства привозят семьям.
С 30 января часть балетной труппы отправилась в Испанию. Гастроли продлятся два с половиной месяца. Повезли лучшие постановки: «Лебединое озеро», «Спящую красавицу», «Шaхерезаду» и «Кармен-сюиту». Другая часть артистов 18 февраля отправится в Германию. В марте к ним добавятся завершившие испанские выступления коллеги, и все вместе они проведут большой интертур по Швейцарии (это концерты и балет «Щелкунчик»). 5 марта начнутся гастроли оперной труппы в Швейцарии, Франции, Дании и Германии. Зарубежное зрители увидят спектакли «Любовь к трем апельсинам», «Пиковая дама» и «Сорочинская ярмарка».
За сезон театр выпускает не менее шести премьер. В этом году зрители уже познакомились с балетом «Венский вальс» и оперой «Кармен». В настоящее время идут репетиции балета «Петрушка» Игоря Стравинского. Главный хореограф театра Виктор Яременко делает современную адаптацию фокинской версии, которая стала эталоном балетной интерпретации этого произведения. Затем он поставит «Корсар». А дальше будут готовиться к постановке оперы «Война и мир» Сергея Прокофьева. Сейчас ищут режиссера, есть несколько кандидатов не только из Украины, но и стран СНГ. Хотят восстановить балет Константина Данькевича «Лилея» (было три хореографические версии, снят музыкальный фильм). Над либретто работает Юрий Станишевский, а поставит спектакль Виктор Яременко. Начнется обновление всего национального репертуара — опер «Тарас Бульба», «Запорожец за Дунаем», «Наталка Полтавка», балетов «Русалочка», «Лесная песня», «Ночь перед Рождеством». Все эти спектакли пользуются большим интересом публики и являются визитной карточкой театра.