В первые в Украине во всех общеобразовательных школах вводится механизм защиты ученика от клейма неполноценности и от обид за уравниловку в оценке знаний. Критерии оценивания успеваемости в системе общего среднего образования коренным образом изменяются. Отныне оцениваются достижения, а не степень неудач! Уровни достижений определятся по 12-балльной системе без противопоставления успевающих и неуспевающих.
Почему именно 12 баллов? Потому, что это лишь иная запись оценок привычной 4-балльной системы с учетом плюсов и минусов (2-, 2, 2+, 3-, 3, 3+, 4-, 4, 4+, 5-, 5, 5+) с одной только разницей, что нет деления оценок на позитивные и негативные. Отдельные школы Киева и Львова уже более 10 лет работают по такой системе. Учащимся это очень нравится, а учителям добавляет хлопот — так оценивать сложнее, подробнее «День» уже сообщал об этом (№234 за 1999 год, «Педсовет на «Титанике»). Ведь дело не только в ограждении ребенка от психологических травм, но и в создании условий для формирования положительной самооценки, условий для развития полноценной личности.
Когда с оценки снимаются функции наказания, преподаватель и родитель лишаются «кнута», а инструментом воздействия на подопечных остаются только «пряники». Кнут же как рычаг управления настолько укоренился в нашем сознании, что само существование других способов просто не представляется возможным. Не потому ли даже «не отведав» новшеств, их уже, «мягко говоря, ругают», как сообщает нам в своем письме Александр из Одессы. Причина отрицательного отношения к нововведениям в том, что далеко не каждый учитель и родитель готов к изменениям в школе. О детях не говорю — эти новшества в их интересах, по крайней мере те, кто уже учился по такой системе, убедились в этом. Учителям и родителям перестраиваться будет не так просто. Вместо того, чтобы сказать «плохо», придется говорить — «не достаточно хорошо»...
Продолжение развития такого подхода — отказ от второгодничества, которое является, как правило, только иллюзией компенсирующего обучения. Репрессивное отношение к обделенным судьбой детям не приносит положительных результатов, а экономических затрат требует весьма значительных.
«В прошлом учебном году количество второгодников в Украине составило 41300 учащихся, — сообщил в своем докладе на коллегии министр образования и науки Василий Кремень. — Именно такого количества школьников достаточно, чтобы заполнить почти все школы в Украине, построенные за год». В последние годы все больше становится школьников, которые перестают в силу различных причин посещать занятия, растет число маленьких бродяжек, малолетних правонарушителей... Таких детей как неуспевающих и второгодников не любят не только в семье, но и в школе. Так что новая система оценивания в каком-то плане должна сыграть положительную роль и для решения вопроса «всеобуча».
В переходный период 2000— 2001 учебного года, учителя смогут оценивать и по старой 4- балльной системе, с добавлением в журнал плюсов и минусов, что раньше оговаривалось только устно. Однако четвертные (семестровые) оценки должны быть переведены в 12-балльную систему. Они выставлятся на основе тематических оценок, отражающих результат овладения конкретной темой. Текущих оценок учитель может и не выставлять, а результаты контрольных, самостоятельных, практических, лабораторных не должны влиять на тематическую оценку — их задача зафиксировать только уровень достижений по конкретным вопросам на конкретном этапе обучения. Тематическую аттестацию можно перенести (не более, чем на неделю) в том случае, когда в силу уважительных причин, (о которых, по этическим соображениям, не всегда можно сказать) учащийся не готов к назначенному сроку. Такой отказ или неудачная первая попытка при тематическом опросе не может быть основанием для снижения оценки при вторичном и уже окончательном зачете.
Реформирование школы направлено на превращение отношений учителя и ученика из субъектно-объектных в субъектно- субъектные, на замену авторитарного стиля отношений преподавателя с учащимся на демократический. Однако только соответствующего стиля отношений для демократизации образования недостаточно: корни авторитаризма лежат в основе самих методик преподавания, но это уже тема отдельного разговора.
Людмила РЯБОКОНЬ, «День»