Лето — традиционная пора отдыха для многих украинцев, и традиционная пора поиска «сезонной» работы для студентов. Кроме заработка, такая работа дает еще стаж и нужные в будущем профессиональные навыки. «День» узнавал, где летом работают студенты, что нужно для трудоустройства и с чем придется сталкиваться молодым работникам на таких временных местах работы.
ЧТО ВЫБРАТЬ?
Решаем узнать, насколько студенту реально найти работу на лето за приличную оплату и с хорошими условиями труда. Начинаем с самого простого — промоутера. В среднем, раздавая листовки, можно заработать от 15 до 20 гривен в час. График работы достаточно удобный: от 3 до 5 часов в день. На дегустациях разных продуктов, которые проходят в торговых центрах, оплата труда промоутера более высокая — до 23 гривен в час. «На дегустациях стоит две человека. Один должен быть «зазывалой», который бегает где-то рядом и приглашает людей, а второй просто предлагает попробовать что-то», — рассказывает Наталья, студентка четвертого курса Национального авиационного университета, которая не первый раз работает летом на разных акциях по дегустации продуктов.
Также популярной является работа курьера. По крайней мере, неопровержимый плюс такой работы — возможность хорошо изучить город. Однако работать придется полный рабочий день и желательно иметь собственное авто. За доставку продукции в разные уголки Киева вам будут платить 2—4 тысячи гривен в месяц.
Одной из самых распространенных вакансий для студентов является оператор call-центра. Суть работы заключается в предоставлении консультаций по определенным вопросам, проведении соцопросов по телефону и т. п. Работать можно как неполный рабочий день, так и целую смену. Месяц такой работы принесет в среднем 2—3,5 тысяч гривен. Выполняя свои обязанности, вы имеете возможность получить огромный опыт общения с людьми. «Хорошей практикой является работа в англоязычном call-центре, — рассказывает студентка третьего курса Киевского лингвистического университета Оля, — ведь здесь есть возможность общаться с носителями языка».
Еще одним приятным опытом летней работы для девушки был детский лагерь, где она работала вожатой. «Детям в моем отряде было по 10—12 лет. С ними было нелегко. Ребята лазили в окна, на крышу, ночью вымазывались зубной пастой. Но, несмотря на эти шалости, я их очень полюбила. В настоящее время у меня в контакте больше половины друзей — дети», — улыбается девушка.
Но далеко не у всех студентов остаются позитивные воспоминания о летней работе. Своим не слишком удачным опытом делится студентка второго курса Национального авиационного университета Ангелина: «За такие деньги и в таких условиях, которые предлагают работодатели студентам, работать нелегко. Например, предлагают заработную плату в размере 1,5—2 тысяч. А если это ресторан или кафе, то в большинстве случаев нужно работать еще и в ночные смены. Если устроиться продавцом-консультантом в магазинах одежды известных брендов, нужно работать 12 часов в сутки. Час «стоит» девять гривен плюс проценты от продажи товара. Я проработала семь часов — и с меня хватило». Студентка неохотно вспоминает и свою работу на дегустации сока: «Там не было никаких документов об официальном трудоустройстве либо чего-то подобного. После каждого рабочего дня мы готовили отчеты о выполненной работе, заполняли таблички (сколько соков, сколько стаканчиков), а затем еще на третий этаж самой нужно было тащить все эти коробки, в которых иногда оставалось до шести литров сока. На одном плече у тебя столик, а на другом ножки от него». Ангелине за ее труд не заплатили до сих пор. А прошло уже полтора года.
ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ АНКЕТ ОТ СТУДЕНТОВ
Для многих студентов вопрос трудоустройства является непростым. Особенно, когда есть желание работать по специальности. Барьером между работодателями и студентами является отсутствие опыта и трудового стажа у молодых специалистов. Хотя он не всегда играет решающую роль в успешном трудоустройстве.
«Требования работодателей достаточно разные. Нужно учитывать вакансии и специфику работы. На первом месте, как сейчас модно говорить, — проактивность. То есть работодатель требует, чтобы студент был сверхактивным: на собеседованиях ставил вопросы, предлагал свои варианты, видения той или иной ситуации. На втором месте все-таки профессиональные знания, то есть то, чему нас научили в университете. Если это IT-шники, то они должны знать программное обеспечение, маркетологи — проводить маркетинговый анализ, логисты или аналитики — разбираться в структуре математических формул и направлений и т. п. На третьем месте — опыт. Причем не только трудовой, но и общий, то есть как студент проводит свое свободное от учебы время: работал ли он где-нибудь, реализовывал ли какие-либо проекты для студентов, есть ли у него хобби? На основе таких выводов создается впечатление о студенте как о будущем специалисте», — рассказывает заместитель директора Центра трудоустройства студентов Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Владимир ШВЕЦ.
Студент любого университета города Киева может зарегистрироваться на портале данного Центра (www.stud-centr.kiev.ua), заполнить анкету-резюме и сделать отзыв на вакансии, которые понравились больше всего. То же самое делает работодатель: регистрируется, заполняет информацию о компании, вакансии и выбирает студентов (факультет, курс, опыт работы). Если компания заинтересовалась студентом, то посылает сообщение по электронному адресу. В базе существует около 500 работодателей и около десяти тысяч анкет от студентов. Есть из чего выбирать.