В конце минувшего года Киеврада утвердила Программу социально-экономического развития г. Киева на 2017 год. Особенный «подарок» получили киевляне, которые попали в сложные жизненные обстоятельства. Для них создана целевая программа «Турбота», и к 1,1 млрд грн прибавилось еще 5 млн гривен. А недавно Киеврада увеличила финансирование по этой программе еще на 50%.
ОЧЕРЕДНАЯ ПОПУЛИСТСКАЯ ИНИЦИАТИВА?
Как отметил директор Департамента социальной политики исполнительного органа Киеврады Юрий Крикунов, решение об увеличении средств вызвано ростом количества обращений о помощи. Средства будут направляться на:
• увеличение размера материальной помощи участникам АТО — с 2,5 тыс. грн до 5,0 тыс. грн, членам семей погибших участников АТО. Участникам Революции Достоинства материальная помощь увеличена в 10 раз;
• увеличение закупки средств гигиены (подгузники, пеленки, урологические прокладки). Впервые средствами гигиены будет обеспечиваться такая категория, как дети с инвалидностью;
• закупку детских отрезов на стопу (свыше 18,4 тыс. единиц);
• увеличение размера предоставления материальной помощи на частичную компенсацию членам семей погибших участников АТО на изготовление и установление надгробий до 50,0 тыс. грн;
• бесплатное захоронение киевлян-участников АТО;
• увеличение почти втрое количества путевок для реабилитации детей, больных ДЦП. Всего в этом году планируется оздоровить 328 детей (в 2016 году было оздоровлено 113 детей с сопровождением);
• увеличение количества путевок на оздоровление детей киевлян-участников АТО в возрасте до 7 лет;
• установление отдельным льготным категориям населения счетчиков холодного и горячего водоснабжения и т.п.
Кроме этих мероприятий, городская программа «Турбота. Назустріч киянам» будет дополнена новыми. Например, обеспечение инфраструктуры города средствами беспрепятственного доступа на сумму 25,0 млн грн; обеспечение закупки дополнительных социальных услуг и др.
У не очень информированных относительно особенностей системы социальной защиты людей может создаться впечатление, что все хорошо. Однако на самом деле мы опять являемся свидетелями популистской практики, от которой сознательные граждане рекомендуют отходить. Учитывая тяжелую ситуацию в период военных действий и увеличение количества воинов, вернувшихся из зоны АТО, предоставление им одноразовых материальных выплат не означает системного решения проблем людей. Ведь такой подход направлен не на решение проблем этой группы граждан, а на их подкуп за их же деньги. Они получат гречку, и всем будет казаться, что власть беспокоится о людях.
ЗАКОНЫ ЕСТЬ, ПРАКТИКА — ОТСУТСТВУЕТ
Достаточно часто возникают ситуации, когда человек попадает в сложные жизненные обстоятельства. В отечественном законодательстве есть толкование, что это такое (Законы «О социальных услугах» и «О социальной работе»). Речь идет о ситуации, когда нужно срочно вмешаться, оказать социальную помощь в виде той или иной услуги, чтобы человек как можно быстрее стал на ноги.
Среди всех расходов сфера социальных услуг в Украине, как правило, выпадает из общей системы расходов как первоочередная. Нельзя сказать, что таких расходов вообще нет. Они есть, но спрятаны в финансирование государственных стационарных заведений, таких как детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, территориальные центры социального обслуживания населения и т.п. И, к слову, только 15% расходов в таких заведениях доходит до людей, а остальные 85% идут на содержание заведения и зарплаты сотрудникам.
Сегодня в Украине финансирование социальных услуг осуществляется местными бюджетами. Именно на местную власть возложена ответственность за решение проблем людей. Но часто распорядители местных бюджетов не знают, как рационально и справедливо распределять средства между нуждающимися. Они разбираются с водопроводами, дорогами, транспортом и другими жизненно необходимыми вещами. Но позвольте спросить, где в этой системе координат человек? Человек с инвалидностью, человек без места жительства, пенсионер, ребенок-сирота, больной или немощный человек, который нуждается в паллиативной помощи или дневном присмотре?
СТОЛИЧНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ «БЮДЖЕТ»
За многие годы работы в сфере социальной помощи мне пришлось неоднократно сталкиваться с откровенными системными недостатками и просчетами. Местные бюджеты на «социалку» планируются часто без надлежащего обоснования расходов. И примером этого является Программа социально-экономического развития г. Киева на 2017 г. (на основе поступлений и расходов в 2016 г.), о которой уже вспоминали.
Поступления в общий фонд столичного бюджета по состоянию на 1 октября в 2016 г. составили 17 млрд грн, а основные поступления в специальный фонд Киева — 3 млрд грн.
На социальную защиту и обеспечение город выделил в прошлом году 3,3 млрд грн. Кроме того, отдельно происходило финансирование в рамках городских целевых программ «Турбота. Назастріч киянам» (1,1 млрд грн).
Итак, Киев — не бедный город. Те жители, которые в этом нуждаются, по логике, могут рассчитывать на социальную защищенность. Однако в действительности немногие это чувствует. Большинство тех, кто получает социальную помощь от столичной власти, чувствуют неопределенность, неуверенность, тревогу. И мы снова вспоминаем известную истину, что пока ты работаешь, с тобой все в порядке — ты сам себе хозяин и можешь не считаться с социальной сферой вообще. Но если что-то случится, то в лучшем случае можно рассчитывать только на материальную помощь. Именно это — основной вид социальной помощи, причем одноразовой. Именно это закладывается в бюджет социальной сферы.
ЦИФРЫ ЕСТЬ. ГДЕ РАСЧЕТЫ?
Нужно научиться рассматривать расходы на социальную сферу как проект, в котором главное — определение проблемы, а уже потом надо предлагать пути ее решения. Ведь от того, правильно мы определили проблему или нет, зависит, в какую сумму нам это обойдется.
Сегодня главной проблемой социальной сферы города является то, что потребности людей не определены. Не существует единой аналитической системы учета граждан с указанием их сложной ситуации, с личным электронным кабинетом, где фиксируются: помощь, предоставленные услуги, полученный результат, где загружены соответствующие справки и основания для помощи. И это в то время, когда электронными карточками успешно пользуются все пенсионеры, когда почти у всех льготников есть карточка киевлянина.
Город мало знает о своих жителях. Можно озвучить только общие цифры: людей с инвалидностью, например, в столице насчитывается 156 000. Детей с особыми потребностями — около 11 000.
Из каких расходов преимущественно состоит социальный бюджет города? Можно посчитать по детям. В Киеве функционирует 28 интернатных заведений. Обучение в одном из них, например, обходится городу на одного ребенка в 45 000 грн в год. Есть еще школа надомного обучения, рассчитанная на тех, кто имеет сложные нарушения развития. К таким детям домой дважды в неделю ходит учитель, за ребенком присматривает кто-то из родных, а значит, этот человек работоспособного возраста скорее всего не работает. В такой школе в 2015—2016 учебном году тратили 75 000 грн на ребенка.
Глядя на эти цифры, нельзя точно сказать, дорого это или нет, поскольку еще нужно посчитать те моральные и человеческие усилия, которые тратятся на блуждания в тумане. Ведь простого, понятного порядка — куда обращаться, за какими услугами, в какие институты — нет. Есть ли план решения проблем ребенка с инвалидностью и семьи, которая его воспитывает? Кто его составляет? Какая последовательность предлагается для семьи на перспективу? Когда ребенок вырастет, то ему куда идти? Может, у него есть шансы трудоустроиться? Или самостоятельно жить? Жить отдельно от родителей? Кто гарантирует безопасность жизни такому ребенку? Да никто...
Проектный подход к системе социальной защиты, которая не практикуется в Киеве, учитывает особенности оказания социальной поддержки гражданам. А эта задача заключается в том, чтобы оказать человеку такую помощь, благодаря которой он сможет как можно скорее преодолеть сложные жизненные обстоятельства и начать жить активной социальной жизнью. Людям нужны «удочки, а не рыба». «Рыбу» они поймают сами.
В ОЖИДАНИИ НОВОГО ФОРМАТА РАБОТЫ
Социальная помощь людям в сложных жизненных обстоятельствах может оказываться в виде льгот, выплат и услуг. Если с выплатами все понятно, с льготами разбираются на законодательном уровне, то социальные услуги как раз и призваны оказывать адресную, конкретную помощь конкретному человеку. Услуга имеет стоимость и стандарт. Перечень социальных услуг, кстати, утвержден на государственном уровне Приказом от 03.09.2012 №537 «Об утверждении Перечня социальных услуг, предоставляемых лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и не могущим самостоятельно их преодолеть». Утверждена также методика обсчета стоимости социальных услуг. Любая помощь имеет временный характер, она нужна до того момента, пока человек не выйдет из сложных жизненных обстоятельств. Именно на местные бюджеты и на местную власть государство возложило налоговую и моральную ответственность за предоставление социальных услуг.
И тут возникает другая проблема: нужно предоставлять услугу, но кто, какие учреждения это будут делать? В каждом районе Киева работают территориальные центры социального обслуживания населения. Они частично выполняют функцию по предоставлению социальных услуг. Но это как капля в море, поскольку эти центры предоставляют услуги другого характера — исключительно одиноким людям на дому.
Рост спроса на социальные услуги отмечают и столичные чиновники. Но монополия государства на социальные услуги лишает человека выбора. В соответствии с действующими на государственном уровне законодательными актами эту проблему могли бы решить негосударственные организации. Что тут сложного: есть спрос — есть предложение, только нужны правила. И эти правила есть, нужно только власти захотеть их выполнять.
Еще в 2013 году Постановлением №324 от 29 апреля о внедрении механизма социального заказа государство позволило местным органам исполнительной власти заказывать услуги для населения у организаций разных форм собственности. Нужно определить острые проблемы, потребности в услугах и на открытом конкурсе заказать их для населения. Но на это нужно деньги в бюджете предусмотреть! И этого в Программе социально-экономического развития мы не заметили. Зато местная власть множит государственные коммунальные учреждения за наши с вами средства и планирует делать это дальше, без активного обсуждения с жителями города.
Под давлением общественных организаций на средства международных доноров киевская власть все-таки должна в 2017 году сделать первый шаг и через социальный заказ приобрести услуги у негосударственных организаций. Правда, в соответствии с планами программы «Турбота. Назустріч киянам» речь идет о закупке дополнительных социальных услуг на сумму всего на 2 млн грн, а это только 0,14% расходов всей программы. Увидим, что из этого выйдет.
А тем временем люди в основном самостоятельно вынуждены решать свои проблемы. И делают это они не всегда в интересах ребенка с инвалидностью, его семьи, человека преклонных лет или воина АТО. Так что, и дальше будем сеять гречки и оценивать эффект от предоставленных одноразовых социальных выплат по их увеличению? Или все-таки будем решать реальные проблемы людей?