4 и 5 апреля в Национальной опере Украины состоятся гастроли «Bejart Ballet Lausanne & Compagnie. M. Bejart», который презентует свою новую работу — спектакль «Мать Тереза и дети мира».
Эту постановку знаменитый хореограф Морис Бежар посвятил великой женщине ХХ века, монахине, нобелевскому лауреату, основательнице Ордена милосердия — Матери Терезе. Всю свою жизнь Мать Тереза помогала обездоленным, благодаря ее миссионерской деятельности по всему миру появились приюты для смертельно больных людей. Когда эта хрупкая маленькая женщина умерла, ее оплакивали во всем мире. В Индии, где долгие годы работал ее миссионерский орден, был объявлен траур на общегосударственном уровне. Попрощаться с Матерью Терезой приходили верующие разных конфессий, церковнослужители, главы разных стран. На ее родине (в мусульманской Албании) великой монахине-католичке поставили памятник. В настоящее время Ватикан занимается тем, чтобы канонизировать Мать Терезу, причислив ее к лику святых католической церкви.
Задумав постановку балета «Мать Тереза и дети мира», Морис Бежар добился аудиенции у Папы Римского Иоанна Павла II и получил его благословение. На главную роль хореограф пригласил известную танцовщицу Марсию Гайде, уже знакомую киевлянам по спектаклю «Тристан и Изольда» — он был показан в рамках фестиваля «Гранды искусства», проходившего в феврале прошлого года. И вот новая встреча с танцовщицей и балетмейстером.
В активе М. Бежара свыше 100 постановок балетов и 10 опер. Он автор пяти книг, возглавляет три балетные компании, пользуется репутацией человека, сделавшего танец одним из главных искусств нашего времени.
«Bejart Ballet Lausanne» ставит один-два спектакля и несколько маленьких постановок в сезон. Вместе со своей труппой Морис Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (слово) занимают равные места. Одним из первых он стал делать масштабные балетные спектакли на огромных площадках, используя технические возможности: экраны, подсветки, шумовые эффекты и т. д.
— С тех пор, как я «вывел» балет из стен оперного театра, мы танцевали на сценах дворцов спорта, вмещающих до 18 тысяч человек, мы танцевали под открытым небом. Для меня очень ценно в моем творчестве то, что мы смогли открыть балет самому разнообразному зрителю, — подчеркивает хореограф.
Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектаклей. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте сцены, а иногда даже в нескольких местах одновременно. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали «Мучения Святого Себастьяна». Среди последних бежаровских работ, представленных на суд публики, — триптих «Иерусалим — город мира», в главной части которого, в балете «La crucifixion», постановщик выразил все, что думает о Западе и Востоке, смерти, христианстве и любви.
Морис Бежар поражает своей фантастической работоспособностью (а ведь ему уже 75 лет), неординарностью сценического воплощения самых разных тем, выбранных для постановок, рассказанных языком танца. Заявив однажды, что он создает искусство для молодых, Бежар ни на шаг не отступил от свих слов. Хореограф не пытается угодить сиюминутной моде, не подражает какому-нибудь молодежному «сленгу», а творит свои спектакли, которые интересны самым разным по возрасту зрителям. Увлекает публику своими балетными обращениями то к древностям Индии, то к мифам о Нибелунгах и легендам о самураях. В его балетах «танцуют» такие разные герои, как Орфей, Эва Перон, Чарли Чаплин, Мать Тереза.
— Еще до того, как заняться танцем, я увлекался искусством театра. Потом это повлияло на все мое творчество, — говорит Бежар. — Моя хореография действительно очень театральна, зрелищна. Но думаю, что здесь все взаимосвязано. Танец без техники невозможен. Пикассо, который буквально взорвал мир искусства в ХХ веке, прежде всего обладал великолепной техникой рисунка. Конечно, и без техники можно обходиться... Можно продержаться на эффектах год, два, три, но не больше. Потом все это перестанет интересовать публику. И вы не заметите, как уйдете с вашими эффектами в прошлое. Именно потому, что техника так важна в танце, я бы не стал сегодня говорить о классическом балете как о пыльной музейной витрине.
Морис Бежар — одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считает, что с помощью таких художественно-эстетических экспериментов, которые он проводит, можно раскрыть главное в танце — его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов.
— Обратив танец в смысл своей жизни, я принял его всерьез, хотя понимаю, что это лишь мгновенье в жизни другого. Но пока танец живет как обряд — одновременно и сакральный, и человеческий — он выполняет свою функцию. А превращенный в забаву, перестает существовать. Становится фейерверком, парадом девиц в униформе, — говорит Бежар. — Я придумал и поставил много балетов. Некоторые вызревали годами, другие приходили сразу. Иногда меня вдохновляла определенная традиция, музыкальная или религиозная. Порой я отдавался течению, и часто главным было просто зрительное впечатление. Я живу только для танца, для того, чтобы он продолжался.