Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Битвы и победы «Меотиды»

Пройдя испытание войной, национальный природный парк на Донеччине продолжает отстаивать свои земли
31 июля, 2019 - 12:32
ФОТО WIKIMAPIA.ORG

После начала военных действий на востоке страны Национальный природный парк «Меотида» условно раскололся на две части. Что сейчас происходит на том участке, который оказался в оккупации, точно неизвестно. Администрация парка переехала в Мангушский район свободной Донетчины, с нуля обустроила офис и начала работать над новыми исследованиями.

Тогда же поняли, что нужно расширять пределы парка, брать под опеку часть «новых» земель из-за уникальности ландшафта и найденные краснокнижные виды растений. Чтобы завершить этот процесс, осталось получить необходимые документы от главного управления Госгеокадастра Донецкой области. Но в управлении почему-то начали быстро раздавать земли, предназначенные для «Меотиды», участникам АТО и другим людям.

Несмотря на юридические баталии за землю, парк имеет «наполеоновские» планы: отпраздновать десятилетний юбилей, развести розовых пеликанов и изучить секреты подводного мира Азовского моря. Но для начала нужно решить земельный вопрос

ЗЕМЕЛЬНАЯ ДИЛЕММА

В 2016—2017 годах по распоряжению главы Донецкой военно-гражданской администрации о расширении пределов «Меотиды» было подготовлено соответствующее ходатайство, которое согласовали Министерство экологии и природных ресурсов, Департамент экологии и природных ресурсов Донецкой ОГА. Теперь готовится указ президента о расширении пределов парка. Однако в Донецком управлении Госгеокадастра  зарезервированные для парка земли получают новых владельцев.

Недавно эколог МБО «Экология-Право-Человек» Алексей Василюк опубликовал в «Фейсбуке» ответ управления Госгеокадастра, в котором говорится, что  парк со своей стороны не предоставил надлежащее обоснование, зачем ему новые участки, которые имеют сельскохозяйственное назначение. Хотя экологи уверяют: не один раз вместе с работниками парка готовили необходимые объяснения и ходатайства.

«После оккупации части территории парка мы принялись тщательно обследовать другие участки, при этом нашли краснокнижные растения, которые вообще впервые в Украине описываются, — рассказывает и.о. директора НПП «Меотида» Надежда ДОЛГОВАЯ. — Мы подготовили ходатайство об изменении пределов парка, нас поддержало Минприроды и Национальный ботанический сад имени М. Гришко. Когда дело дошло до районного управления Госгеокадастра, тогда все и началось. Как только мы подавали в управление документы на выделение участков, земли сразу выставлялись на аукцион или раздавались АТОвцам или вообще непонятным лицам».

«Хотя мы предупреждали, что на всех участках растут краснокнижные растения, но нам указывали на законодательство относительно сельскохозяйственных земель, а закон о Красной Книге никого вообще не интересует. Мы многократно писали голове Донецкой ВЦА, на всех совещаниях затрагивался этот вопрос. Руководитель главного  управления Госгеокадастра в Донецкой области Иван Якименко на совещаниях говорит, что поддерживает наши попытки расширить пределы парка, а затем делает вообще наоборот, опять раздает эти земли. Из 1300 гектаров, предусмотренных для парка,  осталось всего лишь 700, но мы видим, как на кадастровой карте эти участки тоже имеют приказы об их выделении».

ТУПИК

Можно ли на этих землях выращивать, например, зерновые культуры, у природоохранителей ответ однозначный — нет. Часть предусмотренных для парка земель — это болота и пески, другая часть — с грунтами-солончаками.

«Сельскохозяйственные культуры на соленых грунтах не растут, — продолжила Надежда Долговая. — В прошлом году были распаханы участки, где растут краснокнижные растения, посеяна или пшеница, или ячмень, но ничего не выросло. Теперь на этих землях растут сорняки метра три высотой. Эти грунты нужно было сначала исследовать, прежде чем давать людям как сельскохозяйственные земли».

«Кроме вопроса расширения, есть еще другой нонсенс: в соответствии с проектом создания парка, нам выделены определенные земельные участки. Но и на них пан Якименко так же выделяет землю посторонним лицам. Вместе с экологической инспекцией мы составили акт о распахивании и повреждении этих земель, посчитали, сколько краснокнижных растений они потеряли, потому что там растет ковыль и солодка голая. Все это уничтожено, распахано, мы зафиксировали это на фото, чтобы нам не смогли сказать, что на этих участках нет краснокнижных растений. Но как дальше с этим бороться, я не знаю, сейчас мы в тупике», — жалуется пани Надежда.

ЧЕМ ЖИВЕТ ТЕПЕРЬ ПАРК?

Из хорошего — наконец, администрация получила собственный офис. А предшествовали этому три выселения, причем после сделанных на собственные средства ремонтов. Местные советы почему-то не подписывали договор аренды. Благодаря поддержке эколога Алексея Василюка, который многократно бросал клич на сбор офисной техники для парка, коллектив таки получил компьютеры и мебель. В прошлом году Минприроды передало на баланс парка служебное авто и несколько катеров.

Сейчас в парке стараются создать благоприятные условия для розовых пеликанов. Два года назад на Белосарайской косе впервые за 150 лет зафиксировали двух особей этих птиц, а теперь их аж семь. Для Украины это вообще редкость и экзотика. Но утешаться, что скоро у нас появится большая популяция, пока не стоит.

«Чтобы появился пеликан, нужна тишина, в местах их гнездования и заселения  не должно быть рыбаков, — объясняет Надежда Долговая.               — Но в Белосарайском заливе очень много рыбаков, которые осуществляют промышленный вылов рыбы, если они не будут этого делать, этот край будет вымирать. Несмотря на это, существует заповедная зона, в которую благодаря нашим усилиям рыбаки не заходят. Впервые за многие годы появился краснокнижный морской голубок и розовый пеликан. К сожалению, последний еще не гнездился, но он постоянно держится на воде».

«Проблема другая — Белосарайская коса из-за штормов постоянно перемывается. Птицы, например, сделали кладку яиц, а ее смыло водой, и колония не увеличивается, а уменьшается. Если бы пеликан видел, что эти территории не меняются, он уже бы давно загнездился, — продолжает пани Надежда. — Раньше Мангушская РГА и Ялтинский поселковый совет планировали сделать расчистку Азовского моря, в частности в Белосарайском заливе. Как эколог, скажу, что  это бессмысленно: море или залив нельзя почистить, потому что постоянная роза ветров за три-четыре года все равно забьет этот угол илом. Но в этом есть плюс: если бы сделали расчистку, а из ила насыпали острова для птиц непосредственно в заливе, это привело бы к увеличению популяций многих видов птиц».

Научная составляющая, по словам пани Надежды, работает на максимальный результат при недостаточном количестве научных работников в штате. Например, появление в парке ботаника позволило больше внимания уделить описанию краснокнижных растений. Если бы в парке появился долгожданный ихтиолог, было бы больше открытий на побережье Азовского моря.

«Донецк от нас отрезан, а Запорожская область далеко, к нам никто не хочет ехать работать. Транспортного сообщения практически нет, дороги нет, перевозчики не хотят ехать сюда. У нас серая зона, условия очень сложные, заработная плата тоже невысокая, — добавляет руководитель «Меотиды». — К сожалению, у нас еще нет рекреации,  потому что нет выделенных под расширение земель.  Туристы к нам идут потоками, но мы еще на этом не зарабатываем. У нас проходит много экскурсий, приезжают школьники из Мариуполя, иностранные туристы. Мы развиваемся очень хорошо, но из-за того, что нет финансирования, как мы бы хотели, не можем раскрыться в полную силу. Очень много участков, на которых нужно делать экскурсионные маршруты, но недостает средств, чтобы их обустраивать».

ДЕСЯТИЛЕТИЕ

Несмотря на это, в парке готовятся отмечать 10 лет со времени, когда он получил статус национального. В действительности его история намного более давняя. Сначала появлялись памятники природы местного значения «Сосновые культуры», «Пещера» и «Кривая коса», впоследствии заказник местного значения «Кривокосский лиман», через определенное время были созданы заказники государственного значения «Белосарайская коса», «Бакаи Кривой косы» и «Чапельник». На их базе в 2000 году был создан региональный ландшафтный парк, который через девять лет превратился в национальный.

Ключевое событие, к которому готовятся в рамках юбилея, — научно-техническая конференция «Биомногообразие степной зоны Украины: изучение, сохранение, воссоздание», которая состоится 18—20 сентября. По словам и.о. директора парка, организационные моменты решены на 80%, осталось дождаться проведения тендера. Областной департамент экологии выделил парку 200 тысяч гривен на организацию мероприятия.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ