Кстати, уже сегодня в «Укринформе» будет представлена еще одна новая книга Лины Костенко. В этот раз — поэтическая «Река Гераклита» («Лыбидь»). Иван Малкович сообщил, что писательница уже завершает работу над романом о чернобыльской зоне и второй — «женской» — частью «Записок...» Скоро появится также книга воспоминаний «Дивный сад Ивашкевича». В планах и двухтомное собрание поэтических произведений.
— Вулкан проснулся, — прокомментировал этот поражающий перечень творческих планов Иван Малкович.
— Вулкан и не спал, — исправила издателя Лина Костенко, выйдя на сцену.
Зал — поднялся.
— Книга сразу стала событием, — рассказывал о «Записках...» Иван Малкович. — Ее моментально раскупают в книжных магазинах, на творческие вечера Лини Васильевны не хватает приглашений. На эти встречи приходят прекрасные люди.
Среди «прекрасных людей» в Киеве попадались и политики — Юлия Тимошенко, Арсений Яценюк, Вячеслав Кириленко, но, что характерно, ни одного представителя власти. Потому что мэйнстрим в настоящий момент — совсем иной, и в своей позорности он не нуждается в дополнительном акцентировании. И, в конечном итоге, дело даже не в том, чтобы лишний раз пристыдить тех, кто лишен ощущения стыда и совести, а в том, чтобы самим быть иными. Именно эти усилия, направленные на «отличительность», и должны объединить украинцев.
— Когда я согласилась на презентации, то думала, что это будет где-то в книжных магазинах, библиотеках, небольших помещениях. Я не ожидала, что это будут театры, большие залы, — созналась Лина Васильевна. — Я так долго не появлялась, и мое отсутствие полностью давало вам возможность забыть меня, забыть о том, что я вообще есть в природе. Однако я вам очень благодарна. Люди соскучились по себе, по этой атмосфере. Как в 60-х годах. Люди приходили слушать тех шестидесятников, которых осталось уже очень мало, их поэзию, она была им нужна. Наверное, люди просто соскучились по неподмененному слову. Ведь сегодня политики призывают к единству, патриоты призывают к единству, — а единства нет. Но в таких залах я вижу единство. Очевидно, с культурой, литературой единство получается лучше. Эти встречи с людьми в больших залах показали мне, что все у нас есть, зря говорят, что у нас нет литературы, читателя, культуры, элиты, языка. Говорят, что нет оппозиции. А вы знаете, что мы с вами и являемся оппозицией? Недавно с экрана телевизора один депутат — знаменитый тем, что он однорукий дирижер, — сказал, что «власть хочет, чтоб была оппозиция, а оппозиции нет, а власти очень тяжело работать без оппозиции». Так пусть власть не беспокоится. Оппозиция есть. Это — люди. У нас благородная оппозиция. Мы имеем общие человеческие ценности. И именно в этом заключается наша оппозиционность... Гражданское общество рождается из нашей красивой спокойной оппозиции, — отметила Лина Васильевна.
В этот вечер были важными не только слова. В этом мы убедились, поинтересовавшись впечатлениями жены Чрезвычайного и Полномочного Посла Германии в Украине Елизаветы Гаймзет. Госпожа Елизавета почти не понимает украинский язык. Именно поэтому ее впечатления и интересны.
— Я просто поражена. Это не только поэзия, не только литература, это что-то значительно больше, это душа Украины! Мы видели и слышали Лину Костенко впервые, но, вне сомнений, это уникальный человек, — сказала «Дню» госпожа Елизавета.
Сразу после выступления Лини Костенко почти весь театр выстроился в очередь за автографами. Кто-то даже авторитетно заметил, что в последний раз такую очередь видел около музея Сальвадора Дали, когда художнику исполнялось сто лет. Неизвестно, чем развлекали себя сторонники творчества Дали, а вот пока очередь за автографами к Лине Костенко медленно продвигалась, народ затягивал то «Ой на горі та й женці жнуть», то «Рідна мати моя». Последнюю книгу писательница подписала уже не 31 января, а 1 февраля, ровно в 20 минут пополуночи.
Пани Елена была одной из последних, кто стоял в очереди за автографом. Когда мы спросили ее, что дает ей воодушевление и терпение, она ответила: «Я чрезвычайно люблю творчество Лины Костенко, еще со студенческих лет, потому готова здесь стоять, сколько нужно». Впрочем, когда мы попросили женщину представиться, она назвала только свое имя, сославшись на то, что она — держслужащая и не уверена, что ей стоит называть свое полное имя. Симптоматически, не так ли? И в этом также — атмосфера 60-х и 20-х уже ХХ века. Как случилось так, что в 2011 году в независимой стране украинцы опять чувствуют страх?
Читайте Лину Костенко.
КОММЕНТАРИИ
Арсений ЯЦЕНЮК, народный депутат Украины, лидер политической партии «Фронт змін»:
— Так случилось, что последняя неделя у нас с женой была неделей духовного наполнения. Например, в прошлый вторник мы были приглашены Марией Матиос на гастрольный показ спектакля «Нация» Ивано-Франковского академического областного украинского музыкально-драматического театра имени Ивана Франко. Сегодня — творческой вечер, презентация романа «Записки українського самашедшего» Лины Костенко. Все это — неисчерпаемый источник энергии. Главное, чтобы эта энергия достигла сердец и умов всех украинцев. Да, сегодня зал был переполнен, но этого крайне мало, чтобы в стране действительно произошли перемены. Сегодня Лина Васильевна сказала сакраментальную фразу (ответ на вопрос: «Что делать Украине и украинцам?»): «Я знаю что делать — я это делаю всю жизнь». Я могу лишь прибавить: желательно, чтобы каждый знал, что делать, и делал свое, тогда Украина состоится.
Лариса РОСТОВЦЕВА, директор Киевской детской школы искусств №2 им. Михаила Верикивского:
— Лина Васильевна своей поэзией раскрывает суть сегодняшней жизни. Роман-хронология «Записки українського самашедшего» станет для наших потомков удивительным материалом для изучения. От сегодняшнего вечера я в восторге, как говорится, летаю в облаках. Лина Костенко — это необыкновенный человек. Действительно, она революционерка. Украина станет Украиной только тогда, когда к власти придут такие люди, как Лина Васильевна — патриоты. Когда ради Родины люди готовы будут отдать свою жизнь. Когда эта плеяда придет к власти? Пока неизвестно.
Вячеслав КИРИЛЕНКО, народный депутат Украины, лидер партии «За Україну»:
— Все получили подтверждение очень правильной истины о том, что мы великий и достойный украинский народ. А те, кто еще этого не понял, получили окончательное понимание того, что за свое достоинство нужно бороться. Для себя лично я сделал следующий вывод: сегодня, когда в политике нет стопроцентных авторитетов, флаг духовной борьбы несут люди, авторитет которых безукоризненный. Лина Васильевна неоднократно показывала свою отдаленность от политической суеты, а ее «возвращение» сейчас — это ее личностный выбор, который должен стать сигналом для всех нас. Именно она является стопроцентным моральным авторитетом в стране. Какие мысли бурлили на встрече, сколько светлых людей собралось! И это же не только в Киеве — это и в других городах происходит.
«Перемогти поразку»... Понимаете, поражение же в наших головах. Никто и никогда украинцев не победит физически. Веками пытаются — и ни у кого не получается. А в головах поражение нужно побеждать ежедневно. Именно сегодня ключевой момент — «стояние» между чем-то прошлым, в какой-то степени уже потерянным, и будущим. В этом «стоянии между» такие авторитеты, как Лина Костенко, являются путеводной звездой. Они не дают согнуть шею.
Олесь САНИН, режиссер:
— Вопросы, на которые отвечала Лина Васильевна, свидетельствуют о том, что люди объединяются между собой. Я думаю, что писательница и сама себе ответила на вопрос, который может объединить людей. Это общий интерес, общие ценности, прежде всего, те, которые близки каждому из нас. И оказывается, что ценны не путь к успеху, не карьера, не деньги. Именно о ценностях хотели пообщаться люди, которые пришли на вечер, хотели понять, что является настоящим, а что — нет. Думаю, в подлинности следует также искать ответ на вопрос, почему когда к власти пришли якобы близкие к культуре, истории политики, которые открывали музеи, Лина Васильевна исчезла из публичной жизни. Потому что она всегда была камертоном, как говорил Иван Малкович, правды и совести. Так уже в нашей стране сложилось, что больше всего за Украину болеют поэты. Где-то, возможно, за страну болеют бухгалтеры, где-то — менеджеры производства, а у нас — поэты. Я надеюсь, что нам с Линой Васильевной удастся совместно сделать обо всем этом кино. Какой это именно будет проект, пока не буду говорить. Проект один — Лина Васильевна Костенко. Такие люди в Украине — показатель того, что не нужно оправдывать свою бездеятельность и искать смыслы для творчества — важны смыслы вокруг тебя. И абсурдно звучат оправдания, что нет возможности снимать, нет денег, нет счастья, нет соратников. Если ты действительно сопереживаешь за страну, нужно просто впрячься в плуг. Если ты болеешь, если ты с этим не согласен, ты работаешь. Вот работа художника, поэта, режиссера, журналиста, кого угодно. Это двигает вперед, это является основной мотивацией жизни человека, избравшего этот путь. Не просто так гречку сеять, хотя это тоже, оказывается, очень важный смысл.
Сейчас очень многие люди лишены своего круга общения, своей близкой-дальней семьи, а это — народ. Все стали очень одиноки, создается целый заменитель, суррогат любви к родине, к ближнему. Все прекрасно чувствуют искусственность того, что показывают по телевизору. А эти встречи, которые организует Лина Костенко, собирают людей, которые улыбнутся друг другу, будут отныне знать друг друга, поймут, что мы отстаиваем что-то единое. Это очень важно.
Мария МАТИОС, писательница:
— Я знаю, что каждый человек в себе носит День гнева, и я знаю, что в настоящем украинце, когда топчутся по нему, как по сорнякам, никогда не проходит День гнева. Но это благородный гнев, дающий стимул. Вот самое главное, что я сегодня с этого вечера несу с собой домой.
Олег МЕДВЕДЕВ, политтехнолог:
— Лина Васильевна — это главный моральный авторитет украинской нации. Каждое сказанное ею слово — на вес золота, особенно если учесть, что все это говорится после долговременной паузы, после такой паузы, которую умеют держать только поэты и не умеют держать политики. Лина Костенко прервала свою паузу в публичной деятельности в нужное время и в нужном месте. Очевидно, она долго молчала, но наступил тот момент, когда она почувствовала, что дальше молчать нельзя, и ее появление совпало с ожиданиями и стремлениями нации. Есть такое ощущение, что люди давно ожидали ее появления, и задержка была только с тем, когда прозвучит свисток, когда нужно будет собраться в этом театре на этот вечер. В моей жизни я прочитал лишь два литературных произведения, которые вызывали у меня то состояние, когда хотелось заплакать, — это сборник Марии Матиос «Нація» и стихотворение Лины Костенко «Старесенька іде по тій дорозі» из сборника «Гіацинтове сонце».
Зоя ЧЕГУСОВА, член НСХУ, президент Украинской секции Международной ассоциации арт-критиков АИСА:
— В течение вечера у меня было ощущение, что все собравшиеся принимают участие в историческом событии. Кстати, такое же ощущение было и в Украинском доме в марте пришлого года. А также я все время слышала голос Булгакова, точнее свиты Маргариты, когда все — «в восхищении, в восхищении». Лина Васильевна и тогда, в Украинском доме, и сегодня вроде бы очень обнадеживающе относится к происходящему, вроде бы дает какую-то надежду. Нет «пророка в своем отечестве», потому что как пророк, как источник воспринимается Лина Костенко. В этом зале мы действительно все были едиными. Но потом каждый идет в свою жизнь и происходит то, что происходит. Нет реакции, а здесь была реакция. И был лидер. Когда есть такой лидер, духовный вожак, тогда действительно все объединяются. Лина Костенко объединяет нас любовью к ее слову, к ее поэзии, к ее книгам. Но в стране нет такого лидера, который бы вывел людей на Майдан, а выходить, по-видимому, уже нужно. Однако Лина Костенко имеет право не выходить на Майдан. Она уже все сделала, сделала больше, чем кто-либо. И то, что она сегодня делает, поднимает наш дух, дает надежду, это ее большое дело.