Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Благотворительность всегда была частью служения Православной церкви»

Хотя власть утверждала, что бедных нет, а о больных она сама позаботится
11 декабря, 2002 - 00:00


Как помогают нуждающимся людям украинские церкви? Одними молитвами? Вспоминают ли, что Христос давал людям не только Проповеди, но и хлеб? Публикацию материалов, посвященных благотворительной деятельности различных церквей, начинаем интервью с главой Отдела благотворительности и социального служения при Священном Синоде Украинской православной церкви (УПЦ) протодиаконом Сергием (Косовский), который курирует благотворительность УПЦ на территории всей Украины.

— В советские времена люди почти забыли о том, что церкви могут и должны помогать бедным и гонимым. Наверное, и церкви отвыкли от этой части своего служения?

— Да, сегодня для нас — это новое старое дело. Ибо благотворительность всегда была частью служения Церкви. Однако в годы Советской власти всякое социальное служение было строжайше запрещено. Я служу в Киеве уже 20 лет и помню эти времена, когда нам, клиру, часто говорили: «Это не ваше дело, идите занимайтесь своим делом, т.е. служением в храме». За стенами храма не разрешалось ничего; нельзя было даже проводить покойника на кладбище.

— Бывали случаи, что за доброе дело, за помощь кому-либо страдали священник или диакон?

— Об этом может рассказать каждый священник, который служил в те времена. В частности, мой отец священник — ему уже, слава Богу, 80 лет — натерпелся. Но и в то время были при церквях какие-то столовые, трапезные, но, как правило, только для людей, которые убирали церковь, помогали в церковном хозяйстве. Под этим предлогом помогали окрестным бедным или больным людям. Хотя власть утверждала, что «бедных нет», а о больных она сама очень хорошо заботилась — так она, власть, считала.

— Какие формы церковной благотворительности наиболее распространены сегодня?

— Традиционными формами церковной благотворительности всегда были столовые, раздача супа, хлеба, других продуктов. Сейчас мы стараемся повысить уровень помощи, для чего, в частности, необходимо, чтобы социальной церковной работой, благотворительными проектами занимались специально подготовленные люди. Вот как раз сейчас у нас в Киеве проходит семинар-тренинг для церковных работников, которые занимаются социальными программами. Занятия проводят специалисты Школы социальной работы Киево-Могилянской академии.

— Если говорить о конкретных благотворительных проектах церкви, то что тут стоит на первом плане?

— Сегодня в разных епархиях на всей территории Украины разными приходами и благотворительными организациями реализуется 20 социальных проектов. Например, в Киеве работает детский приют («хостис») для оказания помощи безнадежно больным детям. Активно проводит благотворительную работу Свято-Кирилловская церковь. (Об этом см. ниже)

Есть у нас проекты и в Крыму — Дом отдыха в Алупке, Диаконическая станция в Симферополе. Во Львове прихожане и церковные люди ходят в больницы и помогают лекарствами тем, кто не в состоянии их приобрести. А также снабжают несколько бедных семей продуктами. Вы же знаете, что у Львовской епархии большие сложности с помещениями. Не так давно под патронатом митрополита Онуфрия был открыт дом для детей- сирот в Черновцах. Там работают школа, кружки, компьютеры. А недавно Блаженнейший митрополит Владимир открывал и благословлял первый в нашей церкви Дом престарелых на 30 человек. Это в селе Степке Обуховского благочиния. Местные власти передали им для этого дом, который находился в довольно ветхом состоянии — его отремонтировали и оборудовали. Это один из 20 украинских проектов.

В Обухове та же церковная община организовала помощь для слепых людей, уже 10 лет всеми заброшенных. Непонятно даже, как они выжили в таких условиях. Сейчас приход 5 раз в неделю готовит для них обеды. Еще там создан пошивочный цех для слепых — они шьют спецодежду.

Понятно, что приходы не в состоянии самостоятельно поддерживать такие проекты. И мы заботимся о финансовой поддержке — наш Отдел сотрудничает с различными организациями, в частности, со Всемирным советом церквей (ВСЦ). Вклад нашей церкви — помещения, человеческие ресурсы, а финансами помогает ВСЦ.

— Вы не упоминаете украинских богачей. Почему? Разве частная благотворительность не играет особой роли?

— Действительно, иногда помогают местные благотворители. Но по линии церкви, через наш Отдел на благотворительные программы идут деньги, выделяемые Всемирным советом церквей. Там есть специальный социальный отдел, который выделяет средства для поддержки церковных социальных проектов в России, Белоруссии, Украине.

— Иными словами, это в основном протестантские деньги? Ведь в ВСЦ входят, кроме православных, протестантские и дохалкидонские церкви.

— Да, деньги на благотворительность выделяют разные церкви, в основном, церкви таких богатых стран, как Германия, Нидерланды.

— Между тем известно, что прихожанами и защитниками прав УПЦ являются многие крупные украинские бизнесмены, богатые люди. Не странно ли, что они не делают свой взнос в благотворительные дела?

— Я могу и не знать об этом. Но поддержка Всемирного совета церквей тем хороша, что деньги они дают только на серьезные долгосрочные проекты, которые в будущем, через несколько лет должны стать самоокупаемыми.

— Как я поняла, каждый из перечисленных вами 20-ти проектов так или иначе помогает 20—30 людям. В наше время — это капля в море нуждающихся. Неужели у церкви, в которую входит больше 10 тысяч приходов, нет возможностей на большее?

— Как вы знаете, у нас 9000 приходов в Украине, 1000 из них сегодня строится — возводит храмы. Поэтому у церкви сегодня просто нет средств для того, чтобы шире охватить нуждающихся.

— Я так понимаю ваши слова, что только немногочисленные приходы в состоянии заниматься благотворительностью?

— Думаю, что если будет поддержка со стороны ВСЦ, дело будет развиваться. Сегодня наша задача — положить этому начало, показать, что помогать людям нужно и возможно.

Хотел бы еще сказать, что создан и работает Координационный комитет по межцерковной помощи в Украине, в который входят представители разных христианских церквей. Комитет занимается поддержкой и анализом социальных инициатив приходов и церковных общественных благотворительных организаций. Комитет финансово поддержал более 30 социальных проектов (в том числе 20, упомянутых выше). Уверен, что именно в этой области разные христианские церкви могли бы вместе работать, сосуществовать и делать доброе дело. Тем более, что теперь мы имеем возможность воспользоваться опытом других церквей (в Польше, Германии и других странах) и получить необходимое образование.

— Иногда можно прочитать или услышать мнение, что исторически Православная церковь больше печется о душе и спасении человека, а не о том, чтобы его накормить или излечить. Это заблуждение?

— Это неправильная мысль. Мы знаем, что с давних времен при монастырях устраивались богадельни, приюты. Наш известный киевский Покровский монастырь был построен именно с этой целью. Он и сейчас продолжает свою первозданную традицию — большую социальную работу, хотя матушки не любят об этом говорить.

— Может это неправильно — не такое это дело, чтобы его скрывать, тем более, что далеко не все занимаются благотворительной работой. Нужен благодетельный пример.

— Я тоже так считаю. Насколько я знаю, сейчас при Покровском монастыре есть богадельня на 150 больных и престарелых людей, за которыми матушки и сестры присматривают. Около 50 из них — это монахини монастыря, которые уже не могут ухаживать за собой.

Хочу еще отметить, что Блаженнейший митрополит Владимир по большим праздниками обычно посещает больницы, детские дома, тюрьмы — благословляет, наставляет, делает подарки.

— Религиозная ситуация в стране сложная — раскол православия, конкуренция между церквями и подобное. Может именно по этой причине иногда слышны обвинения в адрес УПЦ, благотворительная деятельность которой якобы неадекватна ее размерам — количеству приходов, церковным доходам и подобное. Ваше мнение?

— У нас, конечно, нет такого храма, как Храм Христа Спасителя в Москве. Но в Киево-Печерской лавре восстановлен Святоуспенский собор, восстановлен в первозданной красе. Иначе не может и быть. А на это нужны средства.

— Но общеизвестно, что он восстановлен на государственные, а не церковные деньги, хотя церковь и сделала некоторый вклад.

— Трудности всегда были и есть. Мы верим и молимся о том, чтобы Господь послал людям благополучие и мир душевный. Мы, славяне, — люди с крепкими душами и переживем трудности, они пройдут. А построенные храмы Божии будут стоять для всех. Поэтому я не думаю, что что-то отнято у людей. А мне хотелось сделать для людей как можно больше. Хочу также сказать, что служение ближнему и творение благих дел во имя Христа являются основой социального поведения каждого христианина и общества христиан в их соборности.

После разговора с отцом Сергием, главой Отдела благотворительности и социального служения УПЦ, я имела приятную возможность познакомиться с киевской Свято-Кирилловской общиной УПЦ и ее духовным наставником настоятелем Свято-Кирилловской церкви протоиереем о. Федором (Шеремета).

Свято-Кирилловская община УПЦ вот уже почти 10 лет тесно сотрудничает с Киевской клинической психоневрологической больницей №1. Прихожане и клир церкви опекают больных, приобщают их к церковной жизни и учат не терять надежду, заботятся о тех людях, которым, выписавшись из больницы, некуда идти, а по большим праздникам обходят с песнопениями все отделения и вручают каждому — пациентам и медработникам небольшой подарок. Я была свидетельницей, как сестра привела в храм для свершения таинства крещения больную — молоденькую девушку. Трудно сказать, чего больше было в ее глазах — светлой надежды или непонимания. Среди людей, которых опекает церковь, есть представители не только разных национальностей, но и религий.

Настоятель Свято-Кирилловской церкви протоиерей Федор Шеремета объединяет в одном лице функции пастыря, инициатора и организатора социальных программ, а также — управляющего довольно крупным хозяйством общины. Отец Федор рассказывает: «Мы сегодня являемся частью больницы, одним из ее подразделений — работаем на основании договора с больницей. Наша задача — духовная реабилитация больных; иногда приходится оказывать гуманитарную помощь администрации. Сами отстроили, отремонтировали одно из больничных отделений — отделение Сестринского надзора, где наши верующие бесплатно ухаживают за бездомными. В своей столовой кормим нуждающихся — бездомных, работников так называемых «реабилитационных мастерских» и тех, кто лечится стационарно. Обычно готовим еду человек на 80.

На какие средства, спросите вы? Конечно, денег для своих социальных проектов мы не имеем. Ведь наши прихожане десятину нам не платят — это 1500 больных и их родственники. Поэтому община завела собственное хозяйство — взяла в аренду 60 га земли в Барышевском районе и выращивает там зерновые культуры и овощи. Имеем также скот, курей. Поэтому обеспечены своей мукой, гречкой, горохом, капустой, картофелем, подсолнечным маслом и даже сахаром. Между прочим, недавно передали больнице 1 тонну продуктов и 150 кг сахара — администрация в конце года имеет определенные финансовые трудности.

Работают на хозяйстве наши прихожане, среди которых есть и бывшие пациенты больницы — это их церковное послушание. Потому что платить им зарплату нам, конечно, нечем. Но там, на церковном хозяйстве в Малой Тараще есть приходской дом, где живут люди; есть даже домовая церковь. Конечно, невозможно обойтись без техники; тут помогают нам западные благотворительные организации. Так имеем два новых трактора — один из Германии, один — из Польши, грузовую машину и комбайн, хотя и подержанный».

Следует еще отметить, что все важные приходские события освещаются во внутриприходской газете «Кириллица», которую издают молодые интеллигентные клирики Кирилловского храма.

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ