Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Большое кино

Студия «Контакт» выпустила три премьеры
27 февраля, 2004 - 00:00

Плодотворности студии, возглавляемой Ларисой Роднянской, можно и удивляться, и восхищаться, и завидовать — кому что больше свойственно. Но факт остается фактом: за десять лет своего существования «Контакт» выпустил огромное количество картин. На первый взгляд, скромные по формату (как правило, 30-минутные неигровые фильмы), они между тем уже составили своеобразную летопись Украины XX — XXI столетия в лицах. «Контакт» снимает свое кино о людях — наших известных соотечественниках, и ныне здравствующих, и ушедших. Тех, кто составил славу не только Украины, но и других стран (в силу сложившихся жизненных обстоятельств). Но фильмы «Контакта», кто бы из украинских режиссеров их ни делал, менее всего можно отнести к жанру банального биографического очерка. Главное — человеческая суть, проявление незаурядной личности в задаваемых временем и историей реалиях. И еще. Фильмы студии, несмотря на, повторюсь, скромный формат, можно отнести к настоящему большому искусству — столь высока культура неигрового кино, которую демонстрирует продукция «Контакта». Это пространное предисловие неслучайно. Поскольку все три последние премьеры, несмотря на абсолютно разные стилистики и авторские почерки, как раз и воплощают общие для студии «фирменные» черты.

Первая картина «Леонид Кравчук. Избрание судьбы», которая уже была показана по ТВ, вызвала немало откликов и дискуссий. И потому вряд ли стоит на ней останавливаться подробно. Пересмотрев ее еще раз, после всех обсуждений, я лишь убедилась в очередной раз в двух вещах. Первое — что ни масштаб личности Леонида Макаровича, ни его роль в новейшей истории (не только нашей страны) в полной мере еще не оценены. Картина режиссеров А. Фролова и В. Шкурина, оператора Э. Тимлина как раз приближает нас к этому пониманию. Но это сработает только в том случае, если мы к нему готовы, если можем и хотим быть объективными. В противном случае — и это второй вывод, который напрашивался из послепремьерных дискуссий, — мы рискуем впасть в раж бесконечных разговоров на тему: что бы было, если бы та или иная историческая фигура поступила так, а не иначе... И при этом походя выносить вердикт: как именно следовало поступить... Начисто забывая при этом, что для того, чтобы совершать поступки, принимать судьбоносные решения, нужно обладать волей, решительностью и характером, нужно быть личностью, а не казаться таковой. Нужно уметь избрать свою судьбу...

Вторая премьера «Контакта» — «Как белый камень в глубине колодца», автор сценария, режиссер и оператор М. Мамедов. Она посвящена Анне Ахматовой. А точнее, времени — 10 — 20-е годы ХХ столетия, которое необратимо менялось. От богемной легкости эстетского Парижа до мерзостей и ужасов Первой мировой войны и революции. И судьбам трех людей, с которыми это самое время обошлось беспощадно. Модильяни — Ахматова — Гумилев. Тонкая, пронзительная, практически безупречная по форме картина. Очень грустная и очень красивая.

И еще одна работа «Контакта» — «Ты помнишь наши встречи», автор сценария и режиссер Т. Золоев, оператор Э. Тимлин. 76-й год. Колонный зал Московской консерватории. Юбилейный творческий вечер Клавдии Шульженко. Ее неповторимый голос. Ее знаменитые песни. А за каждой, по сути, частная жизнь певицы. Хотя на самом деле как раз песни и были ее жизнью. Нет, конечно, были и влюбленности, и страстные романы, и радость материнства, и сверхпопулярность, и разочарования... И все — с размахом, которого с лихвой хватило бы на несколько судеб. Но главное — зал, публика, песни. Все то, чего ее несправедливо рано лишили, пытались унизить бедностью и чиновничьим равнодушием. Говорят, когда Клавдия Ивановна пришла к министру культуры Фурцевой хлопотать по поводу квартиры (она в силу семейных обстоятельств оказалась в коммуналке), та продержала певицу в приемной около часа. Шульженко ушла. Тогда министр вызвала ее сама, была пунктуальна, однако в квартире отказала. Клавдия Ивановна сказала: «Вы, Екатерина Алексеевна, были ткачихой, сейчас — министр культуры, кем будете завтра — неизвестно. А я певица, которую любит народ. И всегда буду такой...» Удивительно, но режиссеру и оператору удалось эту любовь материализовать. «Контакт», одним словом...

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ