26 марта Тростянец на Сумщине был освобожден от российских оккупантов. Сейчас Тростянецкая городская рада информирует жителей о постепенном возобновлении города. Где возможно, работники «Сумиобленерго» возобновляют поврежденные электросети. Городской голова Юрий Бова сообщил в Facebook, что производители окон из Кривого Рога помогут закрыть временно окна разрушенной больницы и других социальных объектов.
После месяца оккупации Тростянец оживает, пусть и среди руин, но новости о потребностях города в стройматериалах для возобновления значительно приятнее, чем известия об уничтоженных в который раз орками объектах. Верим, что город, который во многом был образцом для наследования в других громадах (и относительно образовательных реформ, и относительно медицинских, и относительно децентрализации), опять вернет себе статус лидера институционных возможностей среди громад Украины. Мы понимаем, что у нас война, но нам необходимо возобновлять жизнедеятельность на освобожденных территориях, запускать в работу государственные и коммунальные предприятия.
На этой неделе в городе «высадился» правительственный «десант», чтобы оценить масштабы нанесенных оккупантами ущербов и наработать план возобновления Тростянца. Глава Сумской ОГА Дмитрий Живицкий отметил в Facebook: «Сумщина сегодня имеет исключительную поддержку со стороны центральных органов исполнительной власти. Мы совместно отработаем механизмы возобновления домов, возобновления инфраструктуры. Цель – быстро вернуть громады области к жизни.
С правительственной делегацией мы обсудили вопросы поддержки наших предприятий, возобновления работы экономики. Сегодня наша общая задача − обеспечить заказ для местных предприятий. Мы понимаем, что у нас война, но нам необходимо возобновлять жизнедеятельность на освобожденных территориях, запускать в работу государственные и коммунальные предприятия«.
О подробностях визита «Дню» рассказала советник министра инфраструктуры Александра АЗАРХИНА.
- С нами была первый вице-премьер-министр Юлия Свириденко, министр инфраструктуры Александр Кубраков, также представители «Укрзалізниці», Сумской ОГА и депутаты. Цель визита простая – надо поддержать людей и понять, что мы можем сделать, чтобы быстрее возобновить работу всего, что есть в городе. Например, есть большое предприятие Kraft Foods. Чтобы оно вернулось и работало, надо провести нормальную работу относительно возобновления в городе, обеспечить нормальную логистику, дать ему определенные экономические гарантии, потому что на таких предприятиях держится город. То есть это был ознакомительный визит, чтобы наработать план возобновления.
«Укрзалізниця» со своей стороны работает над возобновлением постоянного железнодорожного маршрута в Тростянец, потому мы тестировали как раз железнодорожное сообщение. Кстати, добирались до города как раз поездами. Ведь как только где-то удается освободить населенный пункт, «Укрзалізниця» пытается возобновить с ним сообщение, запускают хоть какие-то рейсы, это могут быть как гуманитарные, так и пассажирские.
- В Facebook вы описывали, что город разрушен, изувечен. Какие в целом ваши впечатления не как правительственного чиновника, а обычного человека от увиденного?
- Сейчас ярость уже холодная. Когда мы приехали, трупного запаха уже не было. Был запах гари. Ты видишь все эти разрушения. Слов нет, а есть желание начать возобновление как можно быстрее. Особенно местную больницу. Она же была образцом, здесь была хорошо организована медицинская реформа, с западными партнерами закупалось новое оборудование, были хорошие машины скорой помощи, город работал над безбарьерностью больниц, то есть все было очень хорошее и привлекательное. И ты понимаешь при этом, что стреляли в больницу просто так. Местные рассказывали, что оккупанты зашли в город и думали, что сразу дальше пойдут, чего им не удалось сделать. Местные говорят, что когда оккупанты начали отступать, то их еще и свои не пускали назад. Поэтому когда возвращаешься из Тростянца в Харьков, то кажется, что здесь все нормально, а когда в Киев – то здесь вообще все в порядке.
- По-видимому, общались с местными, что сейчас они говорят, какие настроения?
- С одной стороны, много кто верил, что россия могла соблазнить всех людей и заставить их быть ее частью совсем иным способом. Но поскольку оккупанты избрали насилие, то это просто сплотило людей и сделало патриотами всех. И это действительно чувствуется. Также местные рассказывали, что россияне не позволяли хоронить людей. Это очень странная вещь. При этом люди уже хотят возвращаться назад, хотя там еще не все разминировано.
- Составляются ли уже сейчас какие-то планы возобновления Тростянца или других освобожденных населенных пунктов?
- Юлия Свириденко как раз занимается тем, чтобы правильно запустить все эти процессы. Минрегион работает над тем, что были новые ДБН, чтобы уже все строилось по-новому. Знаю, что народная депутатка Елена Шуляк уже зарегистрировала законопроект, который поможет с возобновлением домов, то есть сейчас нарабатывается законодательная база. Минэкономики, Мининфраструктуры, Минцифры, Минрегион, парламент – все работают над этим вместе, чтобы как только появлялась возможность возобновлять города, эти процессы запускались в работу.
- Какие ваши впечатления, с чего надо начинать в Тростянце?
- Если дальше не будут пытаться зайти в город, то все будет нормально. Просто все это сделало нас сильнее. Мы уже должны (и государство это делает) напоминать западным партнерам, что нам понадобится их помощь, их строители так точно. Вообще настроение у всех боевое. Да, это ужасно, страшно, это смерти мирных людей, но сейчас нет какого-то отчаяния. Когда листаешь новости об этом, то воспринимаешь это хуже. А когда видишь собственными глазами и видишь людей, которые хотят там жить, восприятие другое. Поэтому все «пофиксим»!
К ТЕМЕ
«В одном месте у них был и туалет, и кухня, и ванная»
Подразделения ГСЧС разбирают завалы в Тростянце
Сейчас в городе работают спасатели — разбирают завалы, которые возникли от взрывов, и ищут людей, которые могли под ними оказаться. На видео проекта «Украинский свидетель» можно увидеть, что по себе оставили российские военные.
Кроме разрушенных домов и глубоких «кратеров» от авиаударов, оккупанты оставили и часть своего военного быта. Скрывались россияне на нулевом этаже, в бомбоубежище. «В одном месте у них был и туалет, и кухня, и ванная. Там, где спали, они и в туалет ходили», — рассказывает спасатель. Ели они из раковины, а по себе оставили вонище, завалы мусора и грязи.
Однако это не единственная забота подразделений ГСЧС. Спасатели ежедневно разбирают завалы жилых и коммунальных домов. Специалисты и их собаки хорошо натренированы и в спасении людей, и в поиске взрывных снарядов. «Вчера мы обследовали одну территорию завала — левую и правую, на второй день обследовал территорию автовокзала. Находили в основном минно-взрывные снаряды», — рассказывает спасатель. По словам ГСЧС, людей — ни мертвых, ни живых — под разрушенными сооружениями не находили.
Также в городе по вызовам работают саперы. Они занимаются именно обезвреживанием взрывоопасных предметов.
Напомним, что российские военные оккупировали город Тростянец Сумской области 1 марта 2022 года. 26 марта город освободили бойцы ВСУ. Сейчас там работают ГСЧС и саперы.
Проект «Украинский свидетель» регулярно публикует видеоконтент о последствиях российской агрессии. Приобщайтесь к проекту (Ukrainian Witness) на платформах:
Patreon, где нас можно поддержать
Напомним, медиа-проект Украинский свидетель (Ukrainian Witness) запустил основатель фонда помощи украинской армии «Вернись живым» Виталий Дейнега.
Если вы стали Украинским Свидетелем и имеете видеоматериалы с места событий – разрушенную инфраструктуру, результаты обстрелов, подбитую вражескую технику, проукраинские митинги — присылайте, пожалуйста, нам на почту [email protected]. Мы подготовим материалы к публикации и сделаем так, чтобы их увидел весь мир!