Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бомж Ленька живет под дверьми собственной квартиры

Бывшая жена и соседи ему сочувствуют, но ничем помочь не могут
3 февраля, 1999 - 00:00

На лестничной площадке между 5-м и 6-м этажами 43-летний Ленька поселился 10 месяцев назад. Здесь у него есть все: несколько тряпок, на которых он спит, несколько мисок и жестянок, из которых он ест и пьет. У Леньки есть даже окно, на шпингалете которого висит запасная куртка. Лишен этот человек только одного — нормального общения со своей семьей.

Все Марченко, в том числе и Ленька, прописаны в квартире №18. Согласно документам, ее владельцем является именно Ленька, хотя Раиса, его бывшая жена, утверждает, что первый взнос в кассу жилищно-строительного кооператива сделала ее мать — Ленькина теща. Из слов Раисы выходит, что Ленька почти не при чем. В таком случае непонятно, почему владельцем квартиры записан именно Ленька. Но этот вопрос относится к разряду риторических, поскольку в последние годы хозяином в своем доме Ленька все равно не был. Причиной тому, по словам бывшей жены, стала метаморфоза, которая произошла с ее мужем в начале 90-х годов. За ним начали замечать странное — он стал исчезать из дома на довольно продолжительное время. А однажды, после того как Ленька пропал на целых восемь дней, родные нашли его на больничной койке. Какие-то хулиганы по неизвестным причинам здорово избили беднягу, оставив ему на память об этой встрече дырку в голове диаметром 10 сантиметров, в которую, как уверяет Раиса, пролезет и кулак. Никакой пластинки врачи на эту дырку не поставили, надеясь, что она со временем зарастет, и Ленька, уволенный в 1991 году из-за этой травмы из местного ПО «Химпром», где он трудился, опять станет трудоспособным.

Но, очевидно, травма оказалась гораздо серьезней, чем предполагали врачи. Во всяком случае, Леня после этого (опять же со слов бывшей жены) совсем потерял голову, а заодно и способность нормально разговаривать. Он начал путать отведенный ему диван с туалетом, засматриваться на девочек, нашептывая им что-то о любви. А еще, и этот факт особенно раздражает Раису, в нем проснулся чрезмерный аппетит. «Он все съедал. Дети придут — а дома все съедено. Это он сейчас такой худой стал. А тогда в двери не пролазил», — утверждает его бывшая половина.

Исповедание сторонами противоположных концепций в быту, понятно, никак не способствовало мирным отношениям. Соседи уверяют, что домашние Леньку били. Раиса, наоборот, говорит, что и Ленька особой лояльностью к родне не отличался. Приходилось даже прибегать к услугам милиции, которая в конце концов стала называть этого человека не иначе как дебилом.

Судя по комментариям жены, Ленька своим поведением доставлял своей семье немало хлопот. Его «проделки» Раиса терпела семь лет, после этого решила положить конец такой жизни. В позапрошлом году она с Ленькой развелась и через месяц вышла замуж во второй раз. Какое-то время бывший и теперешний мужья жили под одной крышей, а поскольку двухкомнатная квартира лишними квадратными метрами не изобилует, Леньку потихоньку спровадили на лестничную площадку.

Конечно, проживание под дверями пусть и странноватого, но не чужого человека стало причинять семье определенные неудобства. Так, когда в августе прошлого года замуж выходила старшая Ленькина дочка, Раиса попросила, чтобы ее бывшего мужа вывели из подъезда — подальше от глаз гостей. И ежедневное переступание через ноги владельца квартиры отнюдь не содействовало хорошему настроению его родственников. Поэтому, чтобы избежать нежелательных встреч, домашние посоветовали Леньке перебраться этажом выше, и теперь, выходя из дому, видят его только краем глаза.

Не в восторге от появления в доме бомжа, хотя и своего, и соседи. На улице такого человека можно обойти десятой дорогой, в подъезде же — никак. Но жителей многоэтажки в этой ситуации, по-видимому, коробит не столько сама фигура Марченко, сколько собственное относительное благополучие. Действительно, как можно спокойно кушать нормальную еду и спать под теплым одеялом, зная, что совсем рядом находится человек, который спит на холодном бетоне, питается объедками и уже полгода не мылся в горячей воде. Естественно, эти люди осуждают поступок Раисы, которая, по их мнению, не имела права выбрасывать Леньку за дверь, или же, во всяком случае, должна была найти для него другое место проживания.

Но дело в том, что лишить Леньку унизительного статуса бомжа, кроме как опять забрать его в квартиру, не так-то просто. Сейчас в Сумах поменять двухкомнатную квартиру на две однокомнатные без доплаты нереально. Но если бы даже этот вариант «выгорел», без присмотра Ленька, по словам Раисы, жить не сможет. Возможно, помочь делу мог бы переезд Марченко в дом, который остался в селе после смерти его матери. Однако вступить в права наследования без оформления необходимых документов он не может. Самостоятельно решить этот вопрос Ленька не способен, да и Раисе, несмотря на огромное желание избавиться от бывшего мужа, разрубить гордиев узел очень трудно. Для того чтобы дом остался за Ленькой, нужно, чтобы суд признал его недееспособным. Аналогичное решение судебные инстанции должны вынести и для назначения Леньке опекуна. Однако, судя по Ленькиной эпопее, в Сумах, видимо, надеются, что этот человек еще может работать на благо общества. Во всяком случае, ни прокуратура, ни райисполком, ни судьи с адвокатами, которые, по словам Раисы, очень хорошо знакомы с ситуацией, так, по сути, ничего и не сделали, чтобы имя Леньки перестало у сумчан ассоциироваться с домовым привидением.

Единственный человек, который сегодня пытается помочь Леониду Марченко, — это депутат сумского горсовета Диана Рохманова. Хотя в конечном итоге эта помощь может вылиться только в Ленькин переезд в то заведение, где содержатся лица без определенного места жительства, откуда его через месяц опять выкинут на улицу. Или же, если повезет, его «пригреет» какой-нибудь интернат. Другого будущего у Леньки уже не будет. Что же касается сегодняшнего дня, то он зимует в подъезде, и единственное, что, по-видимому, еще согревает душу этого человека, связано со словом «папа», которое он изредка слышит от своих детей...

Сергей ХАНИН, «День»

P. S. Когда этот материал готовился к печати, корреспонденту «Дня» стало известно, что Леонид Марченко, познав все прелести жизни на бетонном полу, простудился, и его временно поместили в 5-ю городскую больницу. Откуда он, если не случится чего-нибудь непредвиденного, опять отправится на свое место жительства между 5-м и 6-м этажами.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ