Больше года в Украине работает процедура оценки влияния на окружающую среду. Напомним, соответствующий закон принят в декабре 2017 года. Механизм относительно новый и чрезвычайно востребованный. Общественность узнает о планах построить, например, автозаправку около парка или мусороперерабатывающий завод в городе еще на этапе появления проекта. Процедура ОВОС позволяет проверить, насколько качественно чиновники и ученые готовят профессиональные выводы относительно появления того или иного объекта.
Лакмусовой бумажкой для оценки влияния на окружающую среду некоторые экологи считают подготовку отчета по ОВОС проекта строительства ветровой электростанции на горном хребте Боржава. Недавно в Воловецком и Свалявском районах Закарпатской области прошли общественные слушания по этому поводу. ООО «Атлас Воловец Энерджи» представило общественности отчет на почти 1800 страниц. Из отзывов в соцсетях создается впечатление, что ветряки появятся на Боржаве чуть ли не из космоса. Потому что ни почву, ни воду, ни флору и фауну их строительство не тронет.
ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП ОБЩЕСТВЕННОСТИ
На сайте Единого реестра ОВОС указано, что проект строительства ВЭС на Боржаве предусматривает установление 34 ветрогенераторов высотой 180 метров на протяжности около десяти километров, это две трети Боржавской горной долины. Тем временем, вся горная долина относится к территории Изумрудной сети, важной для сохранения редких видов флоры и фауны в масштабах Европы. Об этом в отчете общества упомянуто, но утверждается, что ни на одном из участков, отведенных под строительство, виды флоры и фауны, которые охраняются в рамках Изумрудной сети, не выявлены. Это не отвечает действительности.
Сами слушания проводятся во второй раз, потому что оказалось, что инвестор проводил их еще в 2017 году, получил земли в аренду и планировал начать строительство ветряков. Поскольку было принято законодательство об ОВОС, заказчику придется проходить новую процедуру с нуля.
«На первых слушаниях слово предоставляли всем, и, конечно, не все успели выступить. Тем не менее, оппоненты могли озвучить свои замечания, — рассказывает присутствовавшая на слушаниях Юлия БУРЛАЧЕНКО, активистка и кандидат физико-математических наук. — Когда представители застройщика поняли, как мы настроены, на следующих слушаниях ограничивали нам возможности для выступления. Это явное нарушение закона. Представитель застройщика обращался к председательнице, это зафиксировано на видео, и предлагал в первую очередь предоставлять слово местным, а не тем, кто, по его словам, постоянно ездит за ними и повторяет одно и то же».
«Мне понравилось, что среди местных есть люди осведомленные, они говорили об уродовании ландшафтов, об опасности оползней. Понравилось выступление одного военного, служившего в советские времена на горной радиолокационной станции, которая находилась на горной долине Боржава, на горе Стой. Он рассказывал, как зимой их антенны постоянно ломались от обледенения, то есть ветряки не будут работать там все время, — продолжает Юлия. — Но присутствовавшие от застройщика ученые переводили разговор в другое русло, давали неконкретные ответы и предлагали читать отчет внимательно. Но в нем многого нет, например, о демонтаже: по закону это должно быть детально расписано, потому что эти работы — не меньшее вмешательство в природу, чем само строительство».
В идеале такие же слушания застройщик должен был провести в Межгорном районе Закарпатья, который категорически против строительства ВЭС, поскольку это поставит точку на туристическом бизнесе в этой местности. Но мнения обществнности никто не спросил, что тоже нарушает закон об оценке влияния на окружающую среду.
«ТАКОЕ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ПОЯВЛЕНИЕ ЗДЕСЬ ВЕТРОГЕНЕРАТОРИВ — ЭТО ФЕЙК»
В то же время представитель ООО «Атлас Воловец Энерджи» Святослав ЖМУЦКИЙ рассказывал общественности, что ветряки займут площадь 30 гектаров, но за время ввода в эксплуатацию проекта не будет срублено ни одно дерево, не будут затрагивать землю заповедного фонда, не будет негативного влияния на птиц и летучих мышей, которые могут пострадать от ветряков первыми. Также якобы местным не следует волноваться из-за грунтовых вод — их не затроен рытье котлованов под двухсотметровые ветряки.
В целом Святослав Жмуцкий заверял, что не стоит сомневаться в качестве отчета, ведь его готовили ученые из Ужгородского национального университета, Национального университета биоресурсов и природопользования Украины и независимые эксперты со Львова. Читая такие отзывы о слушании, напрашивается вопрос — представленный общественности отчет подставной или некачественный?
«Вы были на Боржаве? — вопросом на вопрос отвечает Юлия Бурлаченко. — Когда я приехала впервые, меня особенно поразила часть между горами Большой Верх и Стой, так называемая перемычка, очень узкая тропа. Идешь по ней, а влево-вправо страшно смотреть, такие крутые там склоны. Такое ощущение, что появление здесь ветрогенераторов — это фейк, ведь, чтобы установить многотонные ветряки, нужно выровнять площадку, а для этого придется фактически срезать верхушку хребта. Это огромный объем грунтовых работ. Тяжело представить, как туда проедет тяжелая крупногабаритная техника, которая перевозит лопасти и опоры ветрогенераторов. Но они это делают. Столько статей написало, вложили деньги в ОВОС и суды, платят аренду».
«При этом проект выглядит фантастическим, — продолжает ученый. — Фундаменты этих ветряков должны быть плитными. Я этого не понимаю, и плита поедет, как сани с горы, под таким весом. В отчете есть данные, что во время мониторинга ученые увидели только 196 журавлей, хотя независимые орнитологи провели на Боржаве 55 дней и начислили более четырех тысяч этих птиц. Также этим летом на Боржаве побывали ботаники, зоологи, энтомологи, почвоведы. Они зафиксировали краснонокнижных представителей флоры и фауны, ценные места обитания, которые охраняются международными соглашениями, и все это непосредственно на участках, отведенных под строительство».
«ОВОС ПОКАЗЫВАЕТ, КТО И КАК ГОТОВИЛСЯ»
Все замечания к отчету можно направлять до 18 февраля в департамент экоресурсов Закарпатской областной государственной администрации. Потом на протяжении 25 дней департамент должен подготовить вывод, аргументируя учет или отклонение каждого замечания. Вывод может быть позитивным или негативным. По словам Юлии Бурлаченко, если департамент одобрит отчет по Боржаве, это поставит под сомнение прозрачность и дееспособность всего механизма ОВОС.
Юрист международной благотворительной организации «Экология-право-человек» Наталия ГОРОДЕЦКАЯ заметила, что, по-хорошему, департамент экологии Закарпатской ОГА может отказать в выдаче вывода вообще, ввиду неполной и недостоверной информации в отчете. Ее коллега, юрисконсульт МБО «Экология-право-человек» София Шутяк, комментирует ситуацию несколько мягче.
«Мне кажется, что в ситуации с Боржавой берут верх эмоции. Общественность не до конца разобралась с сутью процедуры. Вывод экологического департамента преследует задачу прописать условия, а они могут быть таковы, что определенная деятельность не будет осуществляться. И такие примеры уже были, — объяснила София Шутяк. — Эта процедура просто хорошо показывает, кто и как готовился, насколько качественным и объективным является отчет, потому что известно, что в нем были копипейсты».
Сейчас все активно работают над подготовкой замечаний к отчету. А Юлия Бурлаченко верит, что Боржава останется без изменений, а она будет летать там на дельтаплане. Ведь это единственное в Украине место, где можно заниматься дельтапланеризмом в горах.
P.S. Когда готовился номер, ученые рассказали о свежих новостях Министерства экологии и природных ресурсов. 7 февраля активисты встречались с заместителем министра экологии Виктором Вакарашем и настаивали на проведении трансграничной оценки воздействия на окружающую среду проекта ВЭС на Боржаве.
«Ученые считают, что оценка воздействия на окружающую среду для ВЭС на Боржаве должна осуществляться в трансграничном контексте. Для этого есть два основания: прохождение через Полонину Боржава международных миграционных путей птиц, в частности журавля серого, охраняемой Резолюцией 6 Бернской конвенции, а также негативного воздействия на бассейн трансграничной реки Тиса, значительная часть которого формируется на Боржаве, - объяснила Юлия Бурлаченко. - Воздействие на реки связано с активизацией процессов плоскостного смыва почвы и линейной эрозии во время строительства, что приведет к заилению».
Однако Виктор Вакараш отказал в проведении трансграничной оценки, мотивируя это отсутствием достаточных оснований. Ранее ученые уже обращались к Минэкологии с предложением провести трансграничную оценку, однако ведомство отказало, мол, не имеют соответствующих полномочий, а могут инициировать такую процедуру только после обращения государства, которое может подвергаться воздействию планируемой деятельности.
«Однако в законе об ОВОС (Статья 14) сказано: «Решение об осуществлении трансграничной оценки воздействия на окружающую среду принимается уполномоченным центральным органом в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины, на основании имеющейся информации о планируемой деятельности или обращения иностранного государства». То есть полномочия у министерства все же есть», - убеждена научный работник.