Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борьба за сердце

Благодаря телемедицине на Винничине в этом году провели 13 тысяч дистанционных консультаций и выявили 942 случая острого инфаркта миокарда. Это на 60% больше, чем в прошлом году
9 октября, 2019 - 10:46

Телеметрические инновации уже стали характерной «чертой» Винницкого областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Уже сейчас работа всех карет «скорых» координируется с помощью интерактивной онлайн-карты с GPS-треками, кардиографы обмениваются данными о пациенте с больницами, а звонки по номеру «103» принимаются автоматически и обрабатываются в течение минуты с помощью современного оборудования. Но и это еще не все: сейчас в центре работают над созданием единой облачной системы, которая объединит «быстрые» и все медицинские учреждения области — от сельских ФАПов до высокоспециализированных больниц, что позволит обмениваться информацией и улучшать качество предоставления телеметрических услуг, то есть лечить пациентов на расстоянии.

— На сегодняшний день на Винничине телемедицина представлена одним из направлений — это передача электрокардиограмм и дистанционные консультации. Но результаты уже очевидны. Если в 2016 году мы в среднем за 1 месяц принимали телеметрические данные и консультировали 1132 случая, то в 2018 году уже 1690. За прошлый год врачи провели 17 тысяч 871 дистанционную консультацию по электрокардиограммам пациентов относительно возможных расстройств сердечно-сосудистой системы. В этом году таких услуг предоставили уже 12 тысяч 765 раз, — рассказывает заместитель главного врача Винницкого областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Олег СИДАК. — Кроме случаев острого инфаркта миокарда, которых только за 9 месяцев текущего года было выявлено у 942 пациентов, врачи-консультанты установили 6341 случай патологии сердечно-сосудистой системы, из них только нарушений ритма было выявлено 2188, а также другие расстройства системы кровообращения.

— Как удалось достичь таких результатов?

— Прежде всего — благодаря новому оборудованию. На средства совместного проекта Всемирного банка и Минздрава Украины «Улучшение охраны здоровья на службе у людей», который реализуется в Винницкой области, было приобретено 311 телеметрических устройств и 2 приемные станции, 20 ЭКГ-аппаратов с функцией телеметрии. Оборудование для телеметрического подразделения центра было закуплено в августе 2015 года. С того времени работает в режиме 24 на 7, 365 дней в году. Если подытожить, то телеметрический центр со дня открытия провел 82 тысячи 104 консультации по всем каналам связи.

ЗА 2-3 МИНУТЫ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ С РЕКОМЕНДАЦИЯМИ

Главная задача телеметрического центра заключается в том, чтобы помочь медицинскому работнику, который приехал на вызов, но сомневается в постановке диагноза, сориентироваться на «передовой», спасая жизнь пациента. Имея специальное оборудование, он может передать результаты анализов или проконсультироваться с узкопрофильным специалистом, который поможет точно поставить диагноз и скоординировать дальнейшие действия бригады экстренной медицинской помощи. 56% консультаций, которые предоставляет центр, поступают от бригад «скорых». Почти треть обращений занимают учреждения первичного уровня — центры первичной медико-санитарной помощи и амбулатории. 17-20% (в зависимости от месяца) приходится на учреждения здравоохранения вторичного уровня. В среднем дежурный врач-кардиолог за смену принимает до полсотни электрокардиограмм, оперативно обрабатывает их и возвращает обратно уже с диагнозом.

«В своей работе мы пользуемся такими комплексами телеметрической передачи данных, как «Телекард», через который получаем телеметрические данные от электрокардиографов «Телекард» и «Москит», а также «UNET» — он передает информацию от электрокардиографов «Юкард — 100». Сейчас в области по системе «Телекард» работает 399 приборов, а по системе «UNET» — 343. К системе подключены 114 бригад скорых и 712 учреждений первичного звена, плюс обслуживаем 31 прибор со вторички, потому что бывает, что и из районных больниц поступают запросы, — признает дежурный врач-кардиолог Василий ПИЛИПЧУК. — Кардиограммы поступают в центр за 10-20 секунд, а за 2-3 минуты врач должен отослать обратно консультативное заключение с рекомендациями. Хорошо, что сейчас почти все экипажи «скорой» имеют в своем распоряжении планшеты, которые позволяют передать не только ЭКГ, но и другие физиологические данные консультативного телеметрического центра и связаться с дежурным специалистом (эндокринологом, хирургом или кардиологом), чтобы получить консультацию».

ДОЛГ — СПАСТИ ЖИЗНЬ БОЛЬНОГО

Сложнее с первичным звеном, ибо для лечения на расстоянии у них, кроме мобильных ЭКГ, больше ничего нет. Поэтому первоочередным встает вопрос обеспечения планшетами 832 ФАПов и 327 амбулаторий. С центрами первичной медико-санитарной помощи проще, ибо благодаря пилотной реформе они получили оргтехнику, и рабочие места семейных врачей оснащены персональным компьютером. Такая же ситуация и в больницах второго и третьего уровней, правда, для усовершенствования их работы в телемедицине придется закупить цифровое оборудование, которое имеет функции передачи данных.

«Благодаря телеметрическим услугам врач, фельдшер, парамедик или медицинская сестра могут за считанные минуты получить консультативную помощь в плане диагностики и тактики ведения пациента. В случае обнаружения угрожающего жизни пациентов состояния (острый коронарный синдром, нарушения сердечного ритма, признаки ТЭЛА или синдрома Бругада) телеметрический центр сразу сообщает в центральную оперативную диспетчерскую для немедленного направления к больному бригады экстренной медицинской помощи. Это позволяет выполнить главный долг — спасти жизнь больного, — резюмирует Олег Сидак. — Мы смогли выявить большее количество пациентов на догоспитальном этапе, которые нуждались в ранней реперфузийной терапии (то есть первичное черезкожное коронарное вмешательство в течение 120 минут после приступа) из 12 случаев в 2016 году до 34 — в 2018 году. Возросло количество и вовремя доставленных больных с острым инфарктом — со 127 в 2016 году, до 461 в 2018 году. Такой рост связан как с увеличением выявления недуга благодаря телеметрическим системам, так и благодаря медицинской реформе, которая привнесла инфраструктурные изменения и новое оборудование».

СЛОЖНО, А ПОРОЙ НЕРЕАЛЬНО

На сегодняшний день телеметрический консультативный центр готов к сотрудничеству с центрами первичной медико-санитарной помощи, амбулаториями семейной практики, которые действуют в Виннице, налаживаются телеметрические связи и с больницами в некоторых районах. Но есть заведения, которые до сих пор не готовы работать в электронном формате, особенно трудно в сельской местности, где большинство медицинских работников пожилого возраста. А научить врача, которому за 60 лет, работать с планшетом или на современных приборах — сложно, а порой просто нереально.

Другой проблемный момент в том, что в центре до сих пор отсутствует телеметрическое взаимодействие с третичным уровнем оказания медицинских услуг, в частности с кардиоцентром. Хотя вполне логично было бы, если бы врач, который принимает больных на первичное черезкожное коронарное вмешательство, видел электрокардиограмму еще до доставки больного бригадой экстренной медицинской помощи в больницу. Словом, медицина требует собственной сети, которая бы позволила оперативно обмениваться информацией, потому что при острых состояниях важна не только каждая минута, а секунда.

Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ