Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Борцовский клуб»

Отстоять свои права можно всегда, считают инвалиды Черниговщины
27 апреля, 2005 - 20:48
В СВОИ 64 ГОДА ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ ПОЛОН СИЛ. ОН ИЗУЧАЕТ КАСАЮЩИЕСЯ ИНВАЛИДОВ ЗАКОНОПРОЕКТЫ И СЧИТАЕТ, ЧТО КАЖДОМУ ДОКУМЕНТУ НЕОБХОДИМА ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ФОТО ИГОРЯ НЕВОЛЬКО

Этот человек никогда не митинговал на площадях, не пикетировал государственные учреждения, не объявлял в знак протеста голодовку. И не только потому, что вот уже 20 лет как лишен возможности самостоятельно передвигаться. Просто этот человек убежден в силе других, не менее демократичных методов борьбы за правду. Пользуясь именно ими, невзирая на свою физическую слабость, в высоких столичных кабинетах он приобрел славу «суперсильного черниговца», а если точнее — небезразличного человека с государственным мышлением.

Его имя — Федор Шевченко. Он — инвалид производства I группы, председатель правления Черниговской городской общественной организации «Союз инвалидов от трудового увечья и профессиональных заболеваний».

Серьезную травму руки Федор Шевченко получил 40 лет назад, когда 24 летним парнем работал на Черниговском камвольно-суконном комбинате. Став инвалидом, он не упал духом, а решил организовать свою жизнь так, чтобы она была максимально близка к полноценной. Контактируя с такими же пострадавшими на производстве, как сам, Федор Шевченко хорошо знал их проблемы, видел, что есть люди, которым живется значительно труднее, чем ему, а потому никогда не отказывал в помощи — советом или делом. Но беда, как известно, не ходит одна, и в 44-летнем возрасте Федора полностью сваливает с ног тяжелая болезнь. К этому несчастью вскоре добавляются другие, государственного значения проблемы: промышленные предприятия останавливаются, распадаются, становятся банкротами, и люди, которым они выплачивали пенсии по инвалидности, остаются «за бортом». Со временем вопрос выплат и компенсаций пострадавшим регулируется на законодательном уровне, однако платежеспособность предприятий от этого не растет — деньги инвалидам производства не выплачиваются месяцами. Вот тогда они впервые задумались над тем, что нужно объединяться и вместе отстаивать свои права. Руководителем своей неофициальной организации инвалиды камвольно-суконного комбината избрали Федора Шевченко. Когда он взялся за работу, дело с выплатой надлежащей помощи сдвинулось с места. Позже, в 2001 году, вступил в силу Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекшего потерю трудоспособности». Для его выполнения был образован соответствующий фонд, и проблемы инвалидов производства начали мало-помалу решаться, по крайней мере те, что были в компетенции местного отделения Фонда социального страхования от несчастного случая на производстве. Те же, которые нуждались во вмешательстве на высшем уровне, ложились на плечи самих инвалидов, и им приходилось поодиночке ездить в Киев «за правдой». Одним удавалось ее находить, другим — нет. Зная об этом, Федор Шевченко, который никогда не был безразличным к судьбе товарищей по несчастью, предложил создать городскую общественную организацию с тем, чтобы совместно защищать свои интересы «наверху». Сказано — сделано, и как это обычно бывает, кто предложил — тому и флаг в руки. Таким образом, в октябре 2003 года в Чернигове появилась новая общественная организация «Союз инвалидов от трудового увечья и профессиональных заболеваний», которую возглавил Федор Шевченко.

За полтора года существования этой организации ее активистам удалось сделать немного, прежде всего из-за нехватки средств. Получили, правда, в помещении областного управления фонда комнатку для приема посетителей. Но чтобы она стала настоящим офисом организации, в ней должна быть хоть какая-то техника (хотя бы старенький компьютер), хоть какие-то канцтовары. А этого нет, и приобрести не за что. Искали спонсоров — не нашли. Невзирая на это, Федор Федорович постоянно принимает людей (в том числе у себя дома), дает советы по телефону, консультирует, оформляет всю документацию, пишет письма в разные инстанции, следит за законодательством. И настолько тесно сотрудничает с управлением исполнительной дирекции ФСС от несчастных случаев на производстве, что его сотрудники без него порой уже и обойтись не могут.

— Федор Шевченко с самого начала создания нашего фонда активно помогает нам в работе, — рассказывает заместитель начальника областного управления фонда Владимир Корогод. — Он сотрудничал с нами, когда мы только формировались, а теперь принимает активное участие в законотворческом процессе. Созданная им общественная организация стала «первой ласточкой» в Украине, которая, к тому же, поднялась так высоко, что завоевала авторитет. Федор Федорович — настолько грамотный специалист в вопросах, которые касаются социальной защиты инвалидов, что не считаться с ним просто невозможно.

Потребность в глобальной помощи инвалидам производства появилась недавно, когда, как говорит Федор Шевченко, «к средствам Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве потянулась мохнатая рука».

— На протяжении 2003—2004 годов по указанию бывшего премьера Януковича из бюджета нашего фонда, который формируется из взносов работодателей, забрали 389 млн. грн. на погашение задолженности по регрессным выплатам шахтерам, которым государство задолжало еще с 50-х годов, — рассказывает он. — Мы ничего не имеем против шахтеров, это люди, которые нуждаются в большом внимании. Но то, что деньги забрали у одних инвалидов и отдали другим, — это кощунство, потому что теперь у нас пошли комиссии-перекомиссии, с людей снимают группы, лишают социальных услуг, ограничивают во всем. Мы возмущались, писали во все инстанции, я лично с бывшим министром труда и социальной политики разговаривал, он обещал, что больше ни копеечки из нашего фонда не возьмут. Но принимают государственный бюджет на 2005 год — и опять планируют забрать у нас 11,2 млн. грн.! Дальше — больше. Разбалансировав бюджет нашего фонда, Министерство труда решило найти выход из положения путем внесения изменений и дополнений к Закону «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве». Когда мы узнали о подготовке такого законопроекта, то обратились в министерство, в исполнительную дирекцию фонда, в Федерацию профсоюзов с просьбой предоставить нам возможность ознакомиться с этим документом и внести свои замечания и предложения. Но нам отказали. И только 6 декабря 2004 года, когда Верховная Рада вернула этот законопроект на повторное первое чтение, нам его прислали электронной почтой из комитета по вопросам труда и социальной политики. Оттуда же сообщили, что включают представителей нашей общественной организации в рабочую группу по доработке этого документа.

Прочитав этот законопроект, Федор Шевченко схватился за голову. Он увидел там массу изменений, принятие которых существенно ухудшит и без того нелегкое материальное положение инвалидов производства. Поэтому Федор Федорович вместе со своим коллегой по организации Аркадием Голобурдой засели за работу над законопроектом. С начала года они с товарищем побывали в Киеве на двух заседаниях рабочей группы, где отстояли семь из 11 своих предложений. Они были там единственными представителями общественной организации, и к ним прислушались. И все же по двум чрезвычайно важным пунктам законопроекта рабочая группа к согласию не пришла. В связи с этим Федор Шевченко предложил исполнительной дирекции ФСС собрать в Киеве представителей общественных организаций инвалидов производства со всей Украины и выслушать их, узнать, что люди хотят, в чем нуждаются сегодня, и только после этого выносить законопроект на рассмотрение Верховной Рады. В исполнительной дирекции долго не соглашались с таким предложением (не привыкли ведь прислушиваться к мнению общественности), но Федор Федорович и здесь проявил настойчивость: обратился к работодателям, в Федерацию профсоюзов и таки добился своего — собрание пообещали провести во второй половине апреля 2005 года. А комитет по вопросам труда и социальной политики еще и пригласил его выступить 10 мая в Верховной Раде на парламентских слушаниях по вопросам деятельности всех ныне существующих (а их в Украине четыре) фондов социального страхования. Однако на днях из исполнительной дирекции Фонда социального страхования Федору Шевченко сообщили, что обещанного собрания не будет — не до того им…

— Вообще общественная экспертиза действующих и готовящихся законов — очень важная вещь, — убежден Федор Шевченко. — Ну кто там, «наверху», лучше меня знает, что мне нужно?!

Вот такой он, черниговец Федор Федорович Шевченко — грамотный, небезразличный и уверенный в своей правоте. А еще — очень веселый и скромный. Он искренне верит: только коллективно, только демократичными методами можно заставить чиновников и депутатов работать на народ, только так можно приучить их интересоваться его потребностями и принимать решения в его пользу. Когда же они привыкнут к общению с общественностью, тогда никто из них уже не будет говорить о таких людях, как Федор Шевченко: «Где он взялся, такой настойчивый, выскочил откуда-то, как джинн из бутылки».

КСТАТИ

368 несчастных случаев, при которых пострадало 368 человек — такова печальная статистика производственного травматизма, зарегистрированного в шахтерской столице в первом квартале текущего года органами Государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве. В целом, по словам специалистов, общий показатель производственного травматизма в городе, по сравнению с первым кварталом 2004 года, снизился на 24%, или на 117 случаев.

Однако повода для оптимизма пока нет, поскольку, по информации городского совета по вопросам безопасной жизнедеятельности населения, не на всех предприятиях и учреждениях города проведены лабораторные исследования условий труда и аттестации рабочих мест на соответствие нормативным актам. Обеспокоенность городского совета вызывает и снижение охвата людей, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, периодическими медицинскими осмотрами. Так, в 2004 году их прошли лишь 69,9% трудящихся промышленных предприятий. Кроме того, на отдельных предприятиях из-за тяжелого финансового положения уровень обеспечения спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты не соответствует отраслевым нормам. Например, обеспеченность трудящихся шахт, входящих в состав ГП «Донецкуголь», спецодеждой и спецобувью не превышает 20% от необходимого количества, а фильтрами — менее 40%, сообщает Анна ХРИПУНКОВА, Донецк.

Наталья ПОТАПЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ