Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борис АЛЕКСЕЕНКО: «Борьба с нелегальной миграцией — это противодействие терроризму»

17 октября, 2001 - 00:00


В последнее время, особенно после начала боевых действий в Афганистане, проблема нелегальной миграции стала едва ли не самой актуальной. Между тем, до 1999 года количество нелегальных мигрантов, задержанных при попытке перехода через границу Украины, ежегодно было не меньше 10 тыс. человек, в то время как в 2000 году — около 5 тысяч задержаний. За 9 месяцев текущего года погранвойсками было задержано только 3729 человек. Об угрозах нелегальной миграции для Украины в свете последних событий — в интервью с главой Государственного комитета по делам охраны границы, генерал-полковником Борисом АЛЕКСЕЕНКО.

— Существует ли какая-то динамика роста количества нелегальных мигрантов на границах Украины за последнее время?

— Да, динамика увеличения количества нелегальных мигрантов из Афганистана, Пакистана действительно есть. И связана она прежде всего не с антитеррористической операцией в Афганистане, а с тем, что подобные операции проводятся и в Чечне, поэтому они стараются уйти сюда. Это логично, ведь для того, чтобы попасть в Украину из Афганистана необходимо преодолеть четыре границы и гораздо легче остаться в том же Пакистане, Индии. За последнюю неделю нами было задержано около трехсот нелегалов из Афганистана и Пакистана. В этой связи я хочу отметить, что ни один из задержанных не назвался беженцем и не попросил об этом статусе. Таким образом все они — нелегальные мигранты. Я могу добавить, что их количество увеличилось в 1,5 раза. Для нас это незначительные цифры.

— То есть вал нелегальных мигрантов нам не грозит?

— Я думаю, что военные операции, которые проводятся в Афганистане, не будут способствовать значительному увеличению количества нелегальных мигрантов в Украине. Во всяком случае не должны. На мой взгляд, на время боевых действий границы Афганистана будут закрыты и, соответственно, использовать каналы нелегальной миграции станет намного сложнее. Кроме того, Талибан и Северный альянс просто не дадут возможности разбежаться из Афганистана. Тем более, основная масса тех кто хотел и имел возможность выехать из страны уже уехали в Пакистан. Поэтому я сомневаюсь в том, что Украине угрожает вал нелегальных мигрантов. Возможно ситуация несколько изменится в случае вступления войск антитеррористического альянса на территорию страны. Возможно в этом случае количество нелегальных мигрантов немного увеличится, однако, прогнозируя ситуацию, как военный человек, я могу сказать что никакой сверх угрозы для Украины со стороны нелегальных мигрантов из Афганистана — нет. Если этот вал пойдет мы готовы его встретить.

— С чем на ваш взгляд связаны заявления политиков о том, что Украине угрожает огромный вал нелегалов?

— Все заявления о том, что нас захлестнет вал нелегалов скорее всего беспочвенны и базируются на том, что границе хотят придать «политическую» окраску. Дело и в том, что некоторые депутаты на волне предвыборной кампании начали проявлять заботу об Украине. Сегодня многие уже понимают, что граница — это политическая и экономическая стабильность государства. Именно поэтому вопросы охраны границы и выходят на первый план. Мы, совместно с МВД, Министерством обороны, должны усилить взаимодействие и оказывать друг другу всяческое содействие в противостоянии с нелегальными мигрантами и тем самым исполнять программу борьбы против терроризма как цивилизованное государство. Я говорю об этом потому, что терроризм, сам по себе, появился из преступного мира и финансируется он, среди прочего и за счет нелегальной переправки людей — нелегальных мигрантов, которая сейчас по прибыльности превысила даже торговлю наркотиками, контрабанду и т. д. Именно поэтому, противостоя этим явлениям мы можем в то же время и бороться с терроризмом. Ведь организаторы каналов нелегальной миграции, так и воротилы наркобизнеса ищут наиболее выгодное применение своим средствам. Такое, наиболее выгодное для них применение они находят в терроризме. А средства эти — немалые. Каждый нелегальный мигрант платит организаторам перевозок, только за проезд по территории Украины около пяти — шести тысяч долларов.

— Борис Николаевич, все таки очевидно, что количество нелегальных мигрантов несколько вырастет. Останутся ли они в Украине или попытаются проникнуть на запад?

— Сейчас многие, недостаточно анализирующие ситуацию в стране люди, пытаются нагнетать ситуацию заявляя, что Украина — своеобразный накопитель нелегальных мигрантов. Я с этим категорически не согласен. Пока мы не являемся таковым. Нелегальные мигранты, используя выгодное географическое положение нашей страны, по своим каналам идут в страны западной Европы. Дело в том, что вскрывая эти каналы мы видим механизм изнутри. Нелегальные мигранты направляются в страны запада и, зачастую даже не знают где они проезжают. Да, какое-то время они задерживаются в Украине, возможно это даже несколько месяцев — время необходимое на организацию выезда, сбор группы и т. д., после чего либо на машинах, либо на поездах продолжают движение на запад в сторону Польши, Словакии, Румынии.

— В случае задержания на восточных границах, как часто удается доказать, что нелегалы прибыли из России или Беларуси и отправить их обратно?

— Если у нелегальных мигрантов есть какие-либо документы или доказательства того, что они прибыли на Украинскую территорию именно из России или Беларуси, мы сообщаем в посольства этих стран, разбираемся на месте и оперативно передаем российской или белорусской стороне. При наличии доказательств того, что мигранты прибыли из России они вынуждены их принимать. Если же мы не можем оперативно доказать с территории какой страны мигрант прибыл в Украину, устанавливается его гражданство и сообщается в посольство этой страны. Посольство, со своей стороны, готовит паспорта, документы. Только после этого мы можем выдворить их с территории Украины. А все время пока мигранты находятся в Украине, они содержатся в двух специальных городках — в Мукачево и в Сумах. На данный момент там находится около пятисот человек. Хочу отметить, что выдворение происходит за счет тех стран откуда прибыли мигранты. Это огромные средства, которых у нас нет. Для примера могу сказать, что отправить одного нелегала из Германии на Кипр стоит около 10 тыс. долларов. Наш же бюджет на следующий год составляет всего 342 млн. грн.

— Какие приоритеты в охране государственной границы вы можете определить и что эффективно на границе сейчас?

— Сейчас приоритеты в охране границы полностью поменялись. Раньше, например, когда я командовал погранотрядом в Армении у меня было четыре кордона проволочных заборов, которые, впрочем, не всегда могли остановить нарушителей. Сейчас на границе необходимо отдавать приоритет оперативной службе. Закончилась войсковая охрана границы, она никому сейчас не нужна, такая система для государства слишком дорога и неэффективна. Мы перешли на оперативную охрану границы, оперативно-розыскную деятельность, постоянные совместные операции. То есть не стоять на границе плечом к плечу, а постоянно действовать и бороться с контрабандой нелегальной миграцией и т. д. Все это стоит на совершенно других принципах и дает намного больше результатов.

Михаил ЗУБАРЬ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ