В следующем году исполняется 100 лет со дня рождения Бориса Романовича Гмыри. Это имя всегда знали, уважали и любили народы всех континентов. Но, к сожалению, признание Гмыри на его родине значительно отставало от того интереса, который проявляют к певцу за пределами Украины. Квартира Бориса Романовича до сих пор официально не стала квартирой-музеем, где все готово к тому, чтобы такой музей сделать. Ему не воздвигнут ни один памятник, именем певца не названа ни одна из музыкальных школ Украины…
Удивительнее всего то, что мы упрямо не хотим замечать, кем является Гмыря в контексте мирового исполнительского искусства. Англичане боготворят имя Кетлин Ферриер, немцы — Дитриха Фишера-Дискау, россияне — Федора Шаляпина. Наши же соотечественники, особенно молодое поколение, просто лишены возможности сформировать объективное представление о вселенском масштабе явления, имя которому — Гмыря. Почему так случилось? Вероятно, потому, что мы не очень осмотрительны относительно того, как выглядим в глазах мира и наших ближайших соседей. Нашу правящую «элиту» не очень огорчает то, что украинская культура на территории бывшего СССР и во всех средствах массовой информации представлена преимущественно сомнительными образцами низкопробных служителей развлекательного жанра. Ведь таким образом Украина автоматически выбывает из конкуренции на пути к статусу полноценного европейского государства со своей культурой. Извне мы выглядим исключительно сторонниками слабоумных персонажей наподобие Верки Сердючки (поскольку настойчиво представляем свою культуру именно такими «национальными героями»). Этот фатальный просчет и дальше все больше будет давать о себе знать. Потому что, несмотря на длительную государственную независимость, Украина до сих пор не приучила и не пытается приучить мир считать украинскими художниками Бортнянского, Березовского, Гоголя, Гмырю и сотни других. Так чего же ждать дальше?
По инициативе Киевского городского управления культуры и Фонда Бориса Гмыри Министерством культуры и искусств Украины уже давно подготовлен проект постановления Кабинета Министров «О праздновании 100-летнего юбилея выдающегося певца ХХ века Б.Р. Гмыри». Но сейчас дело за главным — утвержденный оргкомитет должен собраться и окончательно согласовать бюджет юбилейных мероприятий. Тогда постановление вступит в силу. Невзирая на то, что больше двух месяцев назад Кабмином утвержден состав оргкомитета, его собрание до сих пор не состоялось, и нужно поторопиться, чтобы вовремя освоить выделенные средства. Ведь постановлением предусмотрено создать мемориальный музей-квартиру певца, отреставрировать его усадьбу в Лебедине, поставить памятник, провести научную конференцию, организовать конкурс вокалистов имени Гмыри, назвать его именем одну из киевских школ искусств, и тому подобное.
«Раб не может быть творцом,» — эта запись в дневнике Гмыри имеет слишком глубокое звучание. Рабская психология часто ослепляет наше духовное зрение. И кажется, что сейчас уже мало кто заботится о будущем квартиры-музея певца на Крещатике. На его благоустройство требуется много времени, а юбилей уже близится... Мало кто из властьимущих осознает необходимость увековечить имя Гмыри. Никакие выступления в прессе, никакие одинокие голоса не способны повлиять на размеренное течение нашей демократизированной жизни, «приправленной» ежедневными телевизионными впечатлениями от отвратительной «попсы». Именно ею предлагается заполнять все имеющиеся в наличии духовные ниши…
Гмыря не боялся временного забвения на своей родной земле, более того — считал его неизбежным. По этому случаю он писал: «Я горжусь тем, что меня не признают сегодня. Баха почти через три века открыл Ромен Роллан. А Бетховена, Моцарта? Хорошая компания. Талантливый человек не унизит себя подачками. А награды, премии — это подачки. Основное признание — у людей! Подачки же берут слабые и вечно согнутые в услужливости люди.» Но даже Гмыря не мог предусмотреть тот адский водоворот, поглощающий сейчас все, что касается нашей культуры. И в информационном пространстве, и в кабинетах «чиновников от искусства», и на самых высоких верхах культивируются примитивные вкусы. Развлекательный жанр (в не лучших своих проявлениях) признан индикатором развития национальной культуры и предметом национальной гордости. Поэтому стоит ли удивляться, что мы сами провоцируем скепсис со стороны наших соседей? Позволим себе привести слова музыканта с мировым именем — дирижера симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии Давида Бухина (сейчас он живет в Нью- Йорке): «Убеждать Киев, что бездействие в таком значимом деле, как празднование юбилея Гмыри на государственном уровне, является национальным позором, не стоит, потому что Гмыря является самой национальной идеей, такой необходимой сейчас независимой, но страждущей Украине…».
Как это ни печально, но именно московская фирма «Мелодия» больше всех выпускала записи певца. Почему даже маленькая Эстония для издания фонографического наследия Георга Отса построила завод по выпуску современных звуковых носителей, назвала его именем оперный театр, улицы, и тому подобное, а Украина глухая и нечуткая к своему гению? К счастью, стараниями Веры Августовны — жены Бориса Гмыри, его творческое наследие осталось на нашей земле и принадлежит не только нам, но и всему миру. А это почти 600 записей камерных произведений (290 украинских народных песен и романсов, 179 русских и более 100 западных песен и романсов, 75 оперных арий, 85 фрагментов из вокально-сценических и симфонических произведений). Есть записи 30 трансляционных концертов и 4 вокальных циклов. Но готовы ли мы все это унаследовать? Проектом упомянутого постановления, в частности, предусмотрено присвоить имя Гмыри Национальной филармонии Украины. Еще лучше было бы последовать примеру львовян и присвоить имя Гмыри Национальной опере, что, кстати, было бы реабилитацией театра перед памятью Гмыри за изгнание и причиненные ему в свое время оскорбления. Еще не поздно избежать искушения превратить будущий юбилей в очередное формальное мероприятие. И подарить имя Гмыри новым поколениям — тем, чьи родители и деды гордились честью быть современниками славного певца, а сегодня прививают своим детям и внукам любовь к этому Великому художнику.