У меня есть несколько хороших друзей римо-католиков из прихода Марии Матери Церкви, которая находится на Левом берегу в Киеве. Я заметила, что их выделяет особое расположение и открытость к другим, радость и любовь. А еще — вера. Когда попала, казалось бы, в безвыходное положение, они в один голос повторяли: «Будь твердой в своей вере!». Кстати, тогда ситуация изменилась. Очевидно, мои товарищи выглядят духовно «опытными» потому, что с ними работают Капуцины (орден Римско-католической церкви, чья деятельность особо направлена на работу с людьми).
О самых распространенных духовных «диагнозах» и лекарствах от них «День» говорит с настоятелем киевского прихода Марии Матери Церкви братом Леонидом МИХАЛЬЦОМ.
— Брат Леонид, на украинском сайте Братьев Меньших Капуцинов написано, что сейчас их служение зависит от ситуации, в которой им приходится жить. Так чем занимаетесь вы с собратьями?
— Меткая характеристика: Капуцины могут делать все, что нужно. Только добавлю: все, что необходимо здесь, в приходе Марии Матери Церкви в Киеве. В таком разноплановом душпастырстве, прежде всего, говорим о важнейшем: наш Небесный Отец настолько любит человека, что отдал Своего Сына, приготовив человеку вечность. Потом уже рассматриваем историю жизни каждого, отмечая то, что во всех тех событиях — счастливых и болезненных — был Господь. (Несмотря на то, что мы постоянно являемся свидетелями больших и малых чудес в своей жизни, чудеса чаще всего нас не обращают в веру. Только — конкретные опыты, иногда — кризисы). Дальше, в соответствии с тем, кто как чувствует Бога (не на уровне эмоций, а на уровне веры), предлагаем разные группы (их в приходе около десяти. — Ред.), где человек слушает слово Божие, которое его меняет, то есть он переходит от своего представления о Боге к Богу, который является его Милосердным Отцом, любит независимо от истории его жизни, грехов, своей благодатью, действием Святого Духа восстанавливает в нем Свой образ и подобие, иначе говоря, благодать быть любимым и любить.
— Бытует мнение, что подавляющее большинство украинцев хорошо сохранило религиозную традицию, зато мало кто из них по-настоящему верит. А вы как думаете?
— Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно в воскресенье пройтись по столичным храмам. Думаю, там не найдем даже пяти процентов киевлян. Это значит, что наш народ в большой степени религиозен, но не верующий. Украинцы отмечают Рождество и Пасху, освящают дома и держат в них иконы, носят крестики... Однако это никоим образом не означает, что они верят в Живого Бога. Есть такая шутка: родился ребенок, и его привезли окрестить, через двадцать — двадцать пять лет привезли опять — обвенчать, и в третий раз, когда человек уже отошел к Господу, — отпеть. Это называется — вера на колесах. Но таким образом не может произойти встречи с Живым Богом.
— Римо-католики привнесли в Украину новую церковную культуру (прежде всего имею в виду то, что РКЦ развивалась в свободном мире). Брат Леонид, с какими проблемами чаще всего приходится встречаться, служа верующим, часть которых вышла из «совка»?
— Человек затерян в мегаполисе. Более того, он анонимный. Часто — он никому не нужен. Он чувствует, что окружающий его мир «бежит». Иногда этот темп приводит к тому, что в перечне приоритетов работа оказывается на первом месте, а семья или — шире — семья, друзья — как уже получится, не говоря уже о Боге, который в представлении людей такой далекий, и какое ему дело до меня и моей жизни. По сути, приходя сюда, в храм, человек ищет одного — быть любимым и любить. Это — если говорить о современной общей тенденции.
Между тем нужно сказать, что существует четкая разница между поколениями. Большей частью молодые отказываются жить по правилам. Они думают, ставят вопросы, ищут на них ответы. Иначе говоря, ищут смысл жизни.
Намного сложнее со старшей генерацией, которая сформировалась в советские времена. Обычно она равнодушна ко всему. Это и неудивительно, ведь она жила в атмосфере, которая является только одним из элементов селянского/рабочего класса или прослойки интеллигенции. То есть не имела собственного «Я». И чтобы теперь разбудить в ней стремление любить или даже быть любимым, иногда нужны годы.
Наблюдается и другая крайность — когда кто-то становится рабом своего «эго». Время обязательно покажет, что он не состоялся, несмотря на то, что все вертится вокруг него. Человек осуществляется тогда, когда замечает Другого; не когда его любят, но когда он любит; не когда берет, а когда дает.
— Одной из причин того, что Польша по развитию и общественным стандартам опережает Украину, эксперты называют легальное присутствие в советское время в стране Католической церкви. Теперь наш сосед — в Евросоюзе, откуда, как известно, веют ветры секуляризации. Поскольку часто бываете в Польше, то скажите, пожалуйста, какой вам видится ситуация?
— У Католической церкви в Польше, обобщая, сейчас нет, так сказать, внешнего врага, как когда-то. Но есть намного более страшный враг — внутренний, мое эгоистичное «Я», которое хочет быть на первом месте везде и во всем. Христиане хотят быть христианами только в церкви, а не дома и на работе. Это потому, что они не имеют опыта живой веры. Просто являются носителями веры в Христа, который когда-то жил, но не теперь — в их жизни, следовательно, могут передавать только натуральную религиозность: ношение крестиков, розариев (четок. — Ред.)
А что касается угроз секуляризации со стороны стран Западной Европы, то хочу вам сказать, что в некоторых из них, наоборот, наблюдается возвращение к религии. Например, во Франции. Одной из причин отхода от Бога был постоянный рост благосостояния. Французы как раз пережили времена больших доходов. Впрочем, они поняли, что это обеспечивает комфорт, но не делает их счастливыми. Как я уже говорил, мы все нуждаемся в любви. И именно Господь — это Любовь верная, терпеливая, глубокая и безграничная.
— Один мой приятель-психолог с опытом работы за рубежом констатировал, что там к нему по большей части обращались с вопросами экзистенционального характера, а здесь — бытового (отношения на работе, дома...). Посоветуйте, пожалуйста, как все-таки находить время для разных духовных практик?
— Вспоминаю, как меня только что рукоположили на священника. Тогда я служил в центральном храме в Виннице. Работал с раннего утра до позднего вечера. Через некоторое время заметил, что молюсь, обращаюсь только к обязательным молитвам. А живого пребывания и общения с Богом, которое давало мне жизнь и которое было до рукоположения, уже нет. С тех пор понял, что люди приходят в наш костел не для того, чтобы иметь дела с братом-«профессионалом» (профессионалов найдут среди врачей, психологов и психиатров). Они нуждаются в священнике, который любит и верует. Святая Тереза от Младенца Иисуса говорила: «Займись Богом, и Бог займется тобой», то есть твоей жизнью.
— Иногда мне кажется, что нам недостает свидетельств для веры — той, которая может творить чудеса. Расскажите о нескольких.
— Вот несколько «свежих» (улыбается). Врачи сделали заключение, что онкобольная проживет еще два-три месяца. Однако люди молились, а сама она принимала таинства елепомазания. И, слава Богу, живет. (Те два-три месяца давно прошли.) Еще пример. У другой прихожанки после операции на сердце возникли проблемы с психикой. Кстати, врачи тоже сказали, что ее дни сочтены. Я где-то по-человечески тоже отчаялся. Но Всевышний дал мне силы за нее молиться, ежедневно проводить Службу Божью и принимать причастие. Через дней десять звоню и слышу, что она нормально говорит... Когда человек хоронит другого человека, Господь показывает, что Он — Господин нашей жизни! Поэтому веры вам, а в первую очередь — любви!