Волна сокращений бюджетного финансирования докатилась и до Министерства образования и науки. По словам первого заместителя министра Инны Совсун, Кабинет Министров предлагает Верховной Раде сократить расходы МОН на сумму около 650 миллионов гривен. Сначала сокращение планировалось на 712 миллионов гривен. «Предлагается, чтобы все расходы на среднее образование шли в виде образовательной субвенции через Министерство образования и науки из государственного бюджета, а не из местных бюджетов. Речь идет об очень значительной сумме — приблизительно 44 миллиардах гривен (но по подсчетам Минфина это только зарплаты, в более поздней версии якобы планировали добавить еще и другие школьные расходы). С одной стороны, это будет гарантировать финансирование школ по всей стране на минимально определенном уровне (при этом сохраняется возможность дофинансирования из местных бюджетов), с другой стороны — это очень централизует систему и будет означать, что необходимо будет существенно увеличить аппарат МОН для выполнения этих функций», — отмечает Инна Совсун.
Даже если сохраняется возможность дофинансирования расходов на образование из местных бюджетов, то где гарантии, что такие дополнительные средства найдутся в каждом городе или селе. А между тем активно распространяются версии — на чем именно будет экономить МОН? Как варианты — отправлять учителей в неоплачиваемые отпуска, закрывать малокомплектные школы и т. п. Эти версии нам озвучили помощники одного из заместителей министра. Но пока что Кабмин не определился, на каких именно статьях расходов будут экономить. А названная цифра в 650 миллионов — не окончательный вариант.
На чем точно сэкономит МОН в научной сфере, «Дню» рассказал Максим Стриха, советник министра образования и науки, главный научный сотрудник Института физики полупроводников НАН Украины: «Планируются очень болезненные сокращения, причем в сфере науки они еще более болезненны, чем в образовании. Научные статьи расходов МОН, в частности те, которые переходят от ликвидированного Госагентства по вопросам науки, инноваций и информатизации, будут сокращены вдвое. Это означает фактическое прекращение научных проектов с целью создания новейших технологий, это почти парализует работу государственного фонда фундаментальных исследований, резко ограничивает возможности для международного научного сотрудничества. Конечно, никто не рад таким сокращениям, единственное, что мы понимаем: государство действительно оказалось в страшной ситуации, когда идет открытая агрессия со стороны России. И сейчас моя надежда на то, что наши западные партнеры в большей степени поймут проблемы, которые возникли перед нами. Очевидно, какой-то лоббизм относительно Украины должен быть, потому что в полной мере профинансировать наши военные расходы без сокращения и урезания по-живому других статей расходов нельзя. Но и не финансировать армию — это означает, что в дальнейшем политику будем определять уже не мы, а российские оккупанты».