Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Буферные леса

Сможет ли новый хозяин сохранить бывшие колхозные «чащи»
9 декабря, 2003 - 00:00

Полгода тому назад на основании общего представления Закарпатской облгосадминистрации и областного совета Министерство аграрной политики Украины создало Главное государственное специализированное лесохозяйственное агропромышленное предприятие «Закарпатагролес». «В течение апреля—мая, руководствуясь распоряжением ОГА «Об использовании лесов АПК», райгосадминистрации в одиннадцати районах законодательно закрепили право постоянного пользования лесами АПК за этим государственным предприятием, — рассказал «Дню» начальник отдела лесного хозяйства Эдуард Турис. — Фактически впервые, не только в области, но и в Украине вообще, колхозные леса объединены под одной «крышей», а предприятие стало постоянным лесопользователем с сетью филиалов в районах. Последние, в свою очередь, являются правопреемниками бывших межхослесхозов и специализированных или коммунальных лесохозяйственных предприятий.

— Фактически леса «Закарпатагролеса», — акцентирует директор вышеупомянутого предприятия Николай Грубый, — являются буферными между населенными пунктами и лесами других постоянных лесопользователей. Поэтому и антропогенные (человеческие. — Авт. ) нагрузки на эти леса на порядок выше, а охрана их значительно сложнее. Приходится на единицу площади леса держать в два или и три раза больше лесников, чем у других постоянных лесопользователей. Соответственно, и себестоимость продукции растет, а прибыль уменьшается.

Но то, что буферные леса наконец нашли своего хозяина, сработало положительно. В прошлом году агролеса принесли краю 220 тысяч гривень убытков, а новый хозяин прекратил губительный процесс — за девять месяцев текущего года получено 44,3 тыс. грн. прибыли. Уменьшилась и задолженность по зарплате с 386 до 69 тыс. гривен. И эта задолженность вскоре также будет погашена. Но на мажорный строй настраиваться рановато...

Характерным для лесных насаждений лесогохозяйственного предприятия «Закарпатагролес» есть его розбросанность по области, мелкоконтурность, то есть небольшие по площади отдельные участки леса, отделены друг от друга значительными площадями сельхозугодий или лесов областного управления лесного хозяйства. Кроме того, эти участки часто находятся в пределах населенных пунктов, между селами, полями и пастбищами, дачными участками или под альпийскими лугами (полонинами). В пределах земель лесного фонда предприятия «Закарпатагролес» в высокогорном Тячевском районе, например, расположено три с половиной тысячи дворохозяйств. Это значительно увеличивает антропогенное давление на лес и усложняет его охрану. Кроме того, имеет место социальный фактор, когда население считает эти леса своим, еще помня довоенные времена, когда «калхозные чащи» («колхозный лес» на местном диалекте. — Авт. ) считались своим паем. И, в связи с таким мировоззрением, в лесах других постоянных лесопользователей рубить боятся, а в агролесовских еще и лесника побьют, потому что это, мол, «наш лес»... Другая проблема связана с плотнонаселенностью и разведением скота. Это — расширение пастбищ.

— В большинстве случаев, — отмечает Э. Турис, — оно — самовольное. Подрубывают деревья возле корня, после чего они усыхают. Когда допустить это — то и молодые посадки не сохранить. Их выкашивают, истаптывает скот или выжигают. Еще хуже вариант — общественные беспорядки, — когда население ставит вопрос ребром. Здесь, мол, будет сельское пастбище, потому что негде пасти скот крестьянам. И они не дают делать новые посадки. Последний такой бунт состоялся возле села Гукливое Воловецкого района.

— Самое большое зло, конечно, поджоги, — сказал руководитель Тячевского филиала «Закарпатагролеса» Василий Бокоч. — Причиной их является попытка населения расширить сенокосы. В поселке Буштино его председатель, не имея полномочий, разделил в лесу сенокосы. Это недопустимо, но вернуть старое состояние дел уже не дают. Поджоги, подрубывания и просто самовольные рубки поставлены на уровень бизнеса. Так и в селе Широкий Луг. Спасает ситуация, что вырос процент обнаружения лесонарушений и привлечения виновных к ответственности.

Руководством «Закарпатагролеса» смещены руководители шести райпредприятий за злоупотребления, а пять дел переданы в прокуратуру Закарпатской области, среди которых и нашумевшее дело по продаже земель лесного фонда предприятия «Закарпатагролес» в Свалявском районе возле санатория «Солнечное Закарпатье» Полянским сельским советом частным лицам.

... Пока что лесоводов, предлагающих отдыхающим в агролесах убрать за собой мусор, отправляют «подальше». Чтобы изменить такое положение, ставят в пример Европу, арабские страны с огромными штрафами за лесонарушения. Давай, мол, и у нас такие введем.

— Однако, — подчеркивает директор «Закарпатагролеса» Николай Грубый, — проблема не в штрафах, а в воспитании самосознания относительно восприятия окружающей среды как достояния для блага всех людей. Но теперь дорожные рабочие расчистили от кустарников и мусора обочину дорог и каналов возле села Батево на Береговщине и вывезли все в. .. ближайший лес. А лесники собираются, хоть и нет уже Ленина в сердце, на субботник. Ради сохранения постколхозной природы!

Василий ЗУБАЧ, Ужгород, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ