Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Bundesrepublik Ukraine

2 августа, 2002 - 00:00

Накануне очередной годовщины Независимости, когда слышна одна и та же болтовня на тему — состоялась она или нет, ловишь себя на мысли, а нужен ли цивилизации вообще такой народ, как украинцы, и такое государство, как Украина, которым и одиннадцати лет не хватило разобраться, что же у них все-таки состоялось в плане государственности.

В принципе, на уровне бытового восприятия, так оно и есть. Многие из нас вынуждены были объяснять европейцам или американцам, виновато потупив глаза, что Киев — это не город в России, а столица государства, а аббревиатура UA на номерном знаке автомобиля не означает Уругвай.

Как могло такое случиться? Ответ одновременно сложен и прост. Если абстрагироваться от значения государства как аппарата принуждения и всего, что с ним связано, а взять только один аспект руководящей элиты, которая и призвана выполнять функции создания государства, в том числе и представительскую, то многое становится понятным: какая элита — такое и государство. Это ни в коем случае не означает, что среди украинцев нет людей, способных руководить — они есть. Но большинство из них руководит соседней Россией, поскольку много десятилетий в империи действовал механизм отбора, в результате которого наиболее продвинутые представители каждой национальности оказывались в Москве, пополняя ряды государственных топ- менеджеров. На местах же оставались не очень далекие, но управляемые кадры с хорошо развитыми инстинктами и отсутствием анализа.

В археологии есть такое понятие, как культурный слой, проще говоря, крепко спрессованный верхний слой земли с остатками продуктов жизнедеятельности исследуемого народа. Например, в Риме культурный слой достигает нескольких десятков метров, а где-нибудь в Урюпинске — около одного метра. То же касается и элиты. В государстве с многовековой традицией руководящая элита — это прослойка общества с соответствующими традициями, навыками, если хотите, секретами, которые как мудрость передаются из поколения в поколение без излишнего афиширования. Это — своеобразная ложа, куда открыт доступ, в принципе кому угодно, кто пройдет соответствующую систему отбора.

Понятно, не наша вина в том, что, не имея государственности, Украина не могла вырастить собственную элиту, а сделать это за десять лет просто невозможно. Поэтому у власти и оказались секретари бывших провинциальных обкомов, руководящие на уровне инстинкта «брать и делить», в которых навыки управления закончились на уровне парторганизации, в лучшем случае, области, в худшем — колхоза. Но и остальные различного рода «чинуши», засевшие в административных домах городов и сел, властью украинцев назвать невозможно, да и нет желания.

Настоящий украинец, по сути, привык делать что-то конкретное: строить дом, командовать полком, руководить заводом — то, что он понимает, постигает и видит его границы. А сидеть и трепать языком отправляют, как правило, ничтожных и подлых, чтобы не путались под ногами и не мешали работать. В этом еще одна из причин, почему Украине не везет с гетманами. Ведь трутни, которых народ выгоняет из улья в депутаты и чиновники, через какое-то время становятся руководителями, ну, а как они руководят, мы уже знаем.

Такое впечатление, что бабка- история сглазила своим черным глазом целый народ, наказав его собственной властью. И оглядываясь на одиннадцатилетний период потуг в области государственного строительства, мы вынуждены признать, что на этом этапе мы вчистую проиграли поединок со временем и не смогли воспользоваться шансом, предоставленным нам историей. Пройдет еще несколько лет и образ украинца, благодаря его собственной власти, из мудреца и труженика превратится в штатный персонаж анекдотов и вечную рабсилу на подмосковных дачных участках.

Глобалистские тенденции в мировой экономике, более жесткая конкуренция на межгосударственном уровне ставят перед нацией задачи, которые в сегодняшнем аморфном состоянии украинское государство решить не в состоянии, что приведет в ближайшее время к глобальному отставанию, деградации нации. А на фоне усиления соседей Украина рискует де-факто утратить суверенитет, оставшись выполнять функции транзитной территории и воздушного коридора.

Мы должны признать поражение. Если мы сделаем это сейчас, мы проиграем самим себе, если не сделаем этого — проиграем другим, тем более, что кандидатов на роль победителей много, как говорят «...от Москвы до самых до окраин…». Признание факта собственного поражения важно еще с той стороны, что мы будем вынуждены предпринять новый шаг, а умудренные горьким опытом, мы его сделаем в верном направлении.

Но Украине нужен не просто очередной шаг, а большой прорыв в историю. Поскольку от наших обанкротившихся политиков нечего ждать, кроме очередного обсасывания факта непонятного роста, благодаря которому страна может выйти на уровень 1989 года лет так через 10—12, мы предлагаем кардинальную программу модернизации общества, которая позволит уже через семь лет говорить об «украинском чуде» и выведет Украину на новый качественный уровень развития.

Предлагаемая нами семилетняя программа модернизации общества состоит из двух частей-направлений: базисной и надстройки.

Базисная. Украинский народ не устраивает то место в распределении ролей, которое отвели нам основные мировые игроки (Америка, Европа, Россия и т.д.), и которое так слепо пытается занять наша собственная недалекая элита. В качестве варианта заявки о своем несогласии с подобным положением вещей можно было бы рассматривать иракский вариант, который ни к чему хорошему не приведет, да и саддамов у нас, слава Богу, маловато. Альтернативным является не путь самоизоляции и отвергания глобалистских тенденций в мире, а наоборот: Украина должна возглавить проглобалистское направление в мировой экономике, то есть признать тот факт, что в будущем не избежать унификации суверенных правовых моделей.

Нет никакой целесообразности в том, что в мире существуют около двухсот конституций, которые практически ничем не отличаются друг от друга, но которые местные политики пытаются менять в зависимости от времени года или приближения окончания срока своих полномочий. То же касается и частной собственности и правовых и имущественных норм, вытекающих отсюда.

Уже всем понятна, особенно бывшим советским гражданам, нерушимость права собственности и ошибочность намерений не признавать это право. Тем более, что основа его в большинстве стран — римское частное право. Так зачем же нам, украинцам, выдумывать собственный велосипед, тем паче, что из-за наших политиков он всегда больше похож на тележку. Ведь куда как проще: взять уже действующую эффективную модель и внедрить ее без каких-либо изменений. Мы считаем, что наиболее эффективной и легкой для копирования в наших условиях является нынешняя модель Федеративной Республики Германии и вот почему:

а) оба государства по территории, населению, климатическим условиям почти одинаковы;

б) национальные особенности и распределение производительных сил очень похожи (Баварию можно сравнить с Галичиной, Рур, как и Донбасс, является центром металлургической и угольной промышленности);

в) обе страны мононациональны, Германия идентифицируется как сердце Европы, Украина — крупнейшее монославянское государство, колыбель православия;

г) немецкий федерализм, несмотря на его двухсотлетнюю историю, сегодня имеет привнесенную форму (после поражения во Второй мировой войне конституция принималась под контролем оккупационной власти);

д) немецкая экономика доказала свою эффективность (ФРГ сегодня — локомотив объединенной Европы);

и наконец, даже особенности национальной кухни, а именно отношение к колбасе и салу, очень нас объединяют.

Надстройка. План мероприятий Семилетней программы модернизации общества состоит из трех этапов:

I этап (2 года) — созыв конституционного собрания из представителей народа, которое одобрит следующие решения:

— принять немецкую модель конституции;

— ввести семилетний мораторий на деятельность Верховной Рады и Конституционного Суда — предоставить президенту на семь лет исключительные полномочия по формированию института переходного периода для адаптации и воплощения употребления немецкой государственной модели;

— определить количество федеральных земель: Причерноморье (Крым, Херсонская, Николаевская, Одесская области), Днепрянщина (Запорожская, Кировоградская, Днепропетровская), Слобожанщина (Харьковская, Сумская, Черниговская, Полтавская), Донбасс (Донецкая, Луганская), Центральная (Киевская, Винницкая, Черкасская, Хмельницкая), Полесье (Житомирская, Ровенская, Волынская), Галицко-Буковинская (Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Ужгородская, Черновицкая);

— назначить дату выборов в нижнюю палату парламента и дату выборов канцлера;

— создать сроком на семь лет специальную должность с контрольно-надзорными функциями, пригласив на эту должность авторитетного западного политика (это даст мировому содружеству гарантии того, что Украина не пойдет путем авторитаризма и будет придерживаться демократических принципов; можно предложить эту должность Гельмуту Колю).

После этого создаются специальные экспертные институты под руководством президента на базе Министерства экономики, Верховного Суда и других ведомств по адаптации и вводу в действие норм нового законодательства, в первую очередь административно-территориальной реформы.

II этап (3 года):

— проведение судебной реформы;

— адаптация и ввод в действие правовых норм, регулирующих отношения в области гражданского и уголовного права, земельного, коммерческого, административного и др.;

— с целью эффективного управления процессами и для воспитания местной руководящей элиты на ключевые должности пригласить немецких специалистов, для чего определить отдельную статью в госбюджете.

III этап (2 года):

— проведение выборов в местные (земельные) органы законодательной власти;

— формирование исполнительных органов федеральных Земель;

— проведение выборов в нижнюю палату федерального парламента, формирование верхней палаты, избрание парламентом президента республики;

— всеукраинские выборы федерального канцлера и формирование федерального правительства.

Мы прогнозируем, что смена власти в Украине, как это не смешно, произойдет по российскому сценарию, путем подмены нынешнего президента будущим (преемником). Этот процесс будет проходить на фоне острой политической борьбы и массовых народных беспорядков. Из-за этого украинскому путину, в отличие от российского, необходимо будет представить четкую и радикальную программу обновления, чтобы завоевать популярность народа и хоть как-то легализировать собственное появление. Наиболее радикальной и одновременно прагматичной, отвечающей времени, является наша Семилетняя программа.

Резюме. Результатом реализации программы станет то, что вместо перманентного желания стать частью Европы и бесплодных попыток туда вступить, мы построим у себя полноценное европейское государство. Мы создадим эффективную экономическую модель, привлекая за счет низких налогов (а налоговые ставки мы можем регулировать сами) иностранные инвестиции в высокотехнологические и традиционные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Административно-территориальная реформа повысит инициативу местных элит, а центральной власти предоставит возможность стратегического планирования в глобальных масштабах.

И последнее... Двенадцать веков назад наши пращуры оказались в схожей исторической ситуации, когда народ, устав от бесконечных «разборок» местных князьков-олигархов, которые несли разорение и бедность, пригласил на царствие варяжского князя с дружиной, который дал новый закон и порядок. И спустя десять лет первый щит был прибит к воротам Царьграда, а на месте разделенных и никому не известных племен под боком удивленной Европы возникло великое государство — Киевская Русь, для которого не стоял вопрос: примут его в Европу или нет. Сама Европа почитала за честь отдать своих дочерей, чтобы породниться с ней. А вдруг Гегель прав: история двигается по спирали?

Игорь ГОРОБЕЦ, глава политэкономического отдела «Братства»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ