Основным покупателям государственного имущества, занимающим места в украинском парламенте, предъявлена новая программа приватизации на 2004—2008 годы. После майских праздников она может быть поставлена на повестку дня. Это внесло «ложку дегтя» в оптимистический настрой руководства Фонда госимущества, впервые за все годы существования перевыполняющего план приватизационных поступлений в бюджет. Если программы не будет, то и наполнять бюджет станет сложнее.
Как заявил в ходе «горячей линии» во вторник глава Фонда госимущества Михаил Чечетов, принятие Верховной Радой новой программы приватизации находится под вопросом. Чечетов пояснил, что за этот законопроект будет голосовать только большинство, тогда как «Наша Украина», БЮТ, Соцпартия и коммунисты считают, что программу приватизации следует принимать после президентских выборов. Предыдущую госпрограмму на 2004— 2008 годы Верховная Рада в сентябре прошлого года также не поддержала: «за» проголосовали 144 депутата.
Ранее М.Чечетов указывал, что при подготовке новой программы на 2004—2006 годы, намечавшей полностью завершить приватизацию до 2008 года, ФГИ был готов пойти на существенные уступки Верховной Раде, которая не была готова воспринять этот проект «ни политически, ни идеологически». Новый проект программы, над которым сейчас работает специально созданная рабочая группа, по словам главы ФГИ, будет более простым. В частности, в нем отказались от специальных подпрограмм для отдельных отраслей, как это было в предыдущем документе. Кроме того, Фонд, возможно, откажется от такого понятия, как торги с ограниченным участием. В то же время глава ФГИ заявил, что новая программа «будет обязательно защищать государственные интересы». Приоритетами приватизации, согласно законопроекту, в частности, предполагалось утвердить: обеспечение инновационного обновления предприятий, привлечение к приватизации покупателей, имеющих долгосрочные интересы в развитии предприятий и соответствующих квалификационным требованиям, установленным ФГИ.
Пессимизм Чечетова, обычно прекрасно проинформированного о парламентских раскладах, в первую очередь свидетельствует о процессе брожения в парламентском большинстве, в значительной мере неудовлетворенном ходом политической реформы и все больше концентрирующем свое внимание на бизнес-интересах.
Между тем директор Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко не разделяет пессимизма руководителя ФГИ. В разговоре с «Днем» он отметил, что сама программа приватизации не может вызвать в парламенте особых возражений. «Этот документ отнюдь не революционный, он не содержит особых новаций, — считает Рябченко, — самое большое изменение: из текста законопроекта «ушел» промышленный инвестор, хотя возможность объявить конкурс под конкретного желаемого победителя осталась». Правда, Рябченко признает, что без проблем провести законопроект о приватизации через парламент вряд ли удастся. Во- первых, по его мнению, этому будет способствовать то, что в проводящихся сейчас приватизационных конкурсах, как правило, побеждают легко предсказуемые бизнес-группы. У остальных, по словам эксперта, «это не может не вызывать каких-то негативных эмоций», которые и могут проявиться во время голосования по этому законопроекту, «хотя к программе это не имеет ни малейшего отношения, а лишь к самому процессу приватизации». Вторая проблема, по его мнению, состоит в том, что большинство уже смотрит на голосование через призму президентских гонок, а отношение электората к приватизации, считает Рябченко, в основном негативное. Поэтому голоса у программы отнимут как объективные, так и субъективные обстоятельства, уверен бывший председатель Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации. Вместе с тем он считает, что ситуация вокруг программы приватизации не столь уж критична. «Правительству нужно работать в комитетах и фракциях, а это оно умеет, — и все будет в порядке», — подытожил Рябченко.