Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Быстро и тихо

Грабят на Винниччине исторические памятники
9 ноября, 2005 - 19:27

На Винниччине легко стать археологом. Стоит немного глубже копнуть у себя на огороде. Так шутят местные краеведы о щедрых залежах трипольской культуры. Зато не до шуток тем, кто призван их изучать и охранять. За последнее десятилетие черные археологи опустошили не один курган, а там, где ориентировочно оседали пращуры, теперь краеведы часто застают разрытые рвы.

Так в Ямпольском районе кладоискатели, чтобы докопаться до ценностей, даже демонтировали узкоколейку и экскаватором выкопали котлован. Но не разбогатели. Заведующий отдела охраны памятников истории и культуры Винницкого областного краеведческого музея Михаил Потупчик рассказал, что в Ямполе работали дилетанты, которые не знали, что копались в кургане периода энеолита (V—III тысячелетия до н.е.), а тогда драгоценные металлы еще не были популярными. Михаила Потупчика удивляет не столько неосведомленность черных археологов, сколько спокойствие председателей сельсоветов и участковых милиционеров.

— Местная власть ни разу не сообщала о том, что на их территории «работают» искатели, — говорит Михаил Потупчик. — Хотя нельзя не заметить у себя под селом экскаватор или чужого дядю с металлоискателем. Кроме того, органы внутренних дел Винниччины в последние годы ни разу не сообщали о задержании преступных групп, которые занимались черной археологией. Это при том, что каждый памятник, каждое поселение поставлены на учет, и вся информация о хищении и разорении исторических ценностей есть в районных отделах культуры. Кроме Ямпольского случая, несанкционированные раскопки проводились в Хмельницком, Могилев-Подольском, Винницком и других районах.

На местах трипольских поселений ищут бронзовые предметы и керамику, которая на черном рынке ныне в моде. Если же памятник раскапывается без фиксации, то находки теряют научную ценность. Но, как правило, копают в надежде найти ценный металл. В работе черные археологи пользуются такими приспособлениями, о которых работники музея и не мечтают.

— У них есть металлоискатели, которые стоят от полторы до пяти тысяч долларов, геосканеры, которые сканируют грунт до 15 метров вглубь, а это почти 15 тысяч долларов, — продолжает Михаил Потупчик.

Однако стихийные раскопки — это не единственное, что уничтожает до конца неисследованную подземную историю региона. С успехом, как говорит Михаил Потупчик, этим занимается и местная власть, раздавая под застройку землю, не советуясь с историками. Над поселением доскифского времени в 90-х годах построили фабрику. И уже совсем недавно, несмотря на протесты охранителей историко-культурного наследия, на берегу городского озера, где были палеолитические стоянки в эпоху бронзы, выросли дачи.

КСТАТИ

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы выступил против изменения порядка выдачи разрешительных документов на ведение строительных, земельных и других работ в пределах зон охраны памятников, исторических ареалов населенных пунктов Украины. Как передает forUM, к такому мнению члены Комитета ВР пришли в результате обсуждения законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам охраны культурного наследия».

В частности, члены Комитета ВР не согласны с предложением установить обязательность согласования разрешения на проведение таких работ, а также согласования отвода земельных участков под строительство в зонах археологических памятников с Институтом археологии Национальной академии наук Украины. По мнению народных депутатов, в законопроекте делается попытка отстранить квалификационные советы, являющиеся коллегиальным независимым органом, отвечающим за профессиональный уровень производства работ, от участия в выдаче разрешений на проведение археологических разведок и раскопок. Кроме того, проект Закона монополизирует право выдачи разрешительных документов на проведение археологической разведки и раскопок одним учреждением — Институтом археологии НАНУ.

Рассматриваемая законодательная инициатива, считают парламентарии, значительно сужает круг экспертов-археологов, а также возможности других учреждений (научных, высших учебных заведений, общественных организаций) быть причастными к комплексу работ, связанных с выявлением, охраной и сбережением памятников истории и культуры.

Мирослава СОКОЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ