Недавно в Министерстве цифровой трансформации сообщили, что с 1 сентября государственные органы не смогут требовать бумажные документы для предоставления услуг, если эта информация уже есть в реестре. То есть с осени украинцы начнут жить в режиме paperless — без бумаг.
Но все ли так просто? И наша страна готова к paperless уже через полгода? Ведь кроме огромного количества подготовительной работы, которую еще нужно сделать, есть множество других факторов, влияющих на процессы цифровой трансформации и, собственно, на готовность отказаться от бумажных документов.
Например, уровень диджитализации в местных органах власти. Есть города и громады, где определенные цифровые решения уже внедрены, в частности, полноценно работает система электронного документооборота. А есть такие, где о цифровизации даже не думали. Ни для кого не секрет, что во многих советах небольших городов, поселков и сел даже компьютеров в достаточном количестве нет. Или стоит устаревшее программное обеспечение (как правило, нелицензионное), которым годами никто не занимался. И вряд ситуация быстро изменится, потому что нужны деньги.
Инга ТОКАРЕНКО, заместитель Дергачевского городского головы (Харьковская область), отмечает: «Мы понимаем, что за е-документооборотом будущее. Но, к сожалению, в некоторых селах до сих пор нет Интернета. Первоочередной задачей правительства должно быть обеспечение Интернет-покрытием даже самых отдаленных населенных пунктов. Также важно организовать курсы для людей пенсионного возраста и хотя бы минимально обеспечить компьютерной техникой старостаты громад. Мы понимаем, что быстро сделать это невозможно, но шаг за шагом наше общество будет над этим работать».
Одна из проблем, которая может помешать быстрому переходу к paperless, — это непонимание того, что дает цифровизация. В Украине не так много примеров, которые могут продемонстрировать преимущества технологий для общества, в частности, экономическую выгоду от их внедрения. И даже самому прогрессивному голове иногда трудно убедить депутатов, что надо выделить средства на IТ, ведь последние мыслят категориями детских площадок и труб, которые нужно ремонтировать.
«Сопротивление инновациям на всех уровнях — это одна из главных проблем. Как только начинается внедрение нового IТ-решения, сразу начинаются вопросы типа: «Что вы придумываете? Зачем что-то менять?». Но когда начинаешь раскладывать по полочкам, люди понимают, что новое решение облегчает им жизнь, и нужно просто привыкнуть им пользоваться. Это касается как работников исполкома, так и жителей. Некоторое время нужно терпение, а потом становится просто», — говорит Елена ГУНЬКО, начальник управления информационных технологий департамента развития Львовского городского совета.
Все больше муниципалитетов выделяют средства и ищут IТ-решения для внутреннего документооборота, переписки, коммуникации с жителями и, наконец, эффективного управления. Как правило, главным критерием выбора становится пример других громад. Что не плохо. Но часто это не лучший критерий, потому что, например, е-документооборот — это лишь часть из того, что нужно обществу. Рано или поздно станет ясно, что для управления нужны и другие решения, а следовательно, появится необходимость интеграции. Поэтому выгоднее сразу приобрести комплексный продукт, в частности, платформу управления со встроенным е-документооборотом.
«Мы второй год пользуемся электронным документооборотом, это многое упростило и придало оперативности. В планах — личный кабинет жителя, где бы можно было оставлять письма, заявления и т.д. «, — комментирует Юрий ЯЦЮК, начальник отдела информационно-компьютерного обеспечения Дубенского городского совета (Ровенская область).
Процессы цифровой трансформации на местном уровне становятся все более оживленными, ведь большинство руководителей понимают, что оставаться в стороне долго не получится.