Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

7 февраля, 2006 - 19:51

Свобода слова и религиозная чувствительность

В западных СМИ бушуют споры, вызванные публикацией в датской газете карикатур пророка Магомета — основателя и пророка Ислама, через которого верным была передана священная книга — Коран. Эти публикации вызвали бурю возмущений в исламском мире, особенно после того как некоторые западные газеты перепечатали «веселые картинки». В связи с этим вспыхнули дебаты о том, что называют «столкновением цивилизаций» между светским демократическим Западом и исламским сообществом. Многие журналисты считают, что это значительно более серьезная проблема, чем вопрос карикатурных изображений Магомета в датской газете. Ведь речь идет о возможности (или невозможности) действительной интеграции мусульман в западное общество, о том, насколько возможно сосуществование ислама и этого общества. А также о том, готовы ли иммигранты отказаться — хоть в какой-то степени — от своих обычаев, а европейская культура — пойти на компромисс.

Следует также заметить, что карикатуры, которые сегодня вызвали такие протесты, угрозы и ненависть, были опубликованы 30 сентября 2005 года. А сегодня молодые мусульмане заполнили улицы европейских столиц, во всем мире слышны угрозы и призывы к отмщению. Все это стимулирует СМИ еще и еще раз анализировать феномен свободы слова и права человека. Газета «The Guardian» даже вспомнила древнегреческого Сократа, который на суде над ним сказал судьям: «Если вы предлагаете мне свободу на условии, что я перестану говорить то, что думаю, то я должен сказать вам: «Афиняне, я буду повиноваться богам, а не вам!» (он был приговорен к смертной казни).

Многие думают, что причина напряжений и волнений заключается в том, что мусульмане не могут понять европейскую традицию свободы слова, принять критических дебатов, а тем более — безжалостную сатиру. Большинство европейских обозревателей склоняются, конечно же, к тому, что «свобода слова более важна, чем религиозная чувствительность» (CNN, «The Guardian»).

Факт оскорбления мусульман оценивает Ватикан

В связи с разразившимся скандалом, инициированным появлениями в западной прессе оскорбительных для пророка Магомета карикатур, Ватикан выступил с заявлением, в котором говорится: 1. Право свободы слова и мысли не означает возможности оскорбления чувств верующих людей. Это положение справедливо в отношении любой религии. 2. Сосуществование людей требует создания климата взаимного уважения — ради мира между отдельными людьми и народами. Нужно помнить, что некоторые формы критики могут означь не что иное, как опасную провокацию. Уроки истории свидетельствуют, что таким образом невозможно врачевать те болезненные раны, которые существуют в отношениях между людьми и народами. 3. Нужно, однако, подчеркнуть, что оскорбления, высказанные какой-либо газетой или особой, не должны давать поводов для обвинения институтов того или иного общества. Вызывают сожаление также «силовые» акции протестов. Всякая нетерпимость, делом или словом и независимо от ее происхождения (первичная она или «вторичная»), всегда угрожает общественному покою (Wiara.pl).

Китайцы почему-то не хотят переходить в православие

Недавно архиепископ Хабаровский и Приамурский Русской православной церкви Марк выступил на традиционных Рождественских чтениях с докладом, в котором заявил, что в Азии и на Востоке человек, принявший православие, воспринимается как изменник, как пятая колонна России... В настоящее время в Московских духовных школах обучается всего несколько представителей Китая, но ни один из них так и не принял священный сан: они знают, что если они вернутся в Китай как православные священнослужители, то могут попасть в тюрьму. Православные священнослужители и простые православные верующие рассматриваются большинством китайцев как заведомые агенты российских спецслужб (это — эхо советской политики. — К.Г. ). Вместе с тем последний православный священник-китаец скончался на своей родине несколько лет назад, а въезд православных священников из России в Китай сильно затруднен. Архиепископ также критиковал российский МИД, обвинив его в бездействии, — российское внешнеполитическое ведомство не предпринимает никаких усилий для возвращения РПЦ зданий православных храмов и другой церковной собственности в Китае, утраченных после 1917 года, а также для восстановления церкви на территории посольства.

По информации архиепископа Марка, ситуация с китайскими мигрантами на территории Амурской области очень тревожная. Эта область практически оккупирована китайцами: коренного населения там 950 тысяч, а только зарегистрированных граждан Китая — 650 тысяч. Между тем, за последние десять лет на Дальнем Востоке крестилось всего несколько китайцев, и то тайно — из страха перед собственным правительством. Положение с китайскими мигрантами в России, по мнению руководителя Хабаровской епархии, осложняется тем, что они живут замкнутыми национальными группами и не владеют русским языком, будучи в основной массе простыми рабочими и крестьянами. Многие из них являются членами криминальных структур. «И если нам не удастся включить китайскую диаспору в единое культурное и духовное пространство России, — констатировал он, — то однажды утром мы проснемся совсем в другой стране».

Однако наибольшую сложность представляет приобщение к русской культуре переселенцев из исламских стран, которые, как заметил архиепископ Марк, «имеют свой специфический менталитет, весьма отличный от менталитета российских мусульман — среди них немало радикалов, вплоть до вахабитов». Встав во главе общин, они насаждают чуждые для российского ислама учения (Православие.Ru).

Церковь идет в школу

Приход Русской православной церкви в школу, по всей видимости, не за горами — сегодня уже ведется разговор о деталях учебных программ вообще, а не только о программах, связанных с религией. Так, управделами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент призвал общественность отказаться от старых учебников по биологии, в которых происхождение человека трактуется с одной только точки зрения — теории Дарвина: «Советский менталитет все еще присутствует в системе образования. Если ребенок отвечает с позиции Библейской теории сотворения мира, то ему говорят: «Садись, двойка». Православная церковь собирается также полностью отменить в школах уроки планирования семьи, ссылаясь на нежный уязвимый детский возраст учеников. А вот преподавание основ православной культуры должно стать социальным заказом государства, а не снисходительным разрешением преподавать этот предмет факультативно: «В современных условиях, учитывая загруженность школьников базовой программой, полноценное посещение занятий по предмету, который носит необязательный характер, совершенно сомнительно». Владыка выступил также против существования религиозно-исторического курса: «Если преподаются все религии вместе, то представьте, какой винегрет получится у ребенка в голове: взять какое-нибудь село и рассказать им о Конфуции, если они не знают, кто такой Конфуций, что такое Индия», — сказал митрополит Климент (Portal-Credo.ru).

Церковь и банки

В рамках Рождественских чтений РПЦ прошла презентация книги «Церковь — общество — хозяйство». Автор книги — доктор экономических наук, профессор, заместитель председателя миссионерского отдела Московского патриархата игумен Филипп (Симонов). В выступлении автора книги речь шла о сложном положении Православной церкви, об актуальных проблемах взаимодействия Церкви, общества и государства в хозяйственной и правовой сферах; о том, что так называемое демократическое государство перестает защищать демос (народ) в армии, медицине и т.д. Отвечая на вопрос, может ли быть у Церкви свой банк, игумен Филипп ответил так: «Банковская деятельность не возбраняется, если банк не занимается ростовщичеством. Церковная экономика существовала всегда и давала прибыль. Вопрос в том, как эту прибыль распределять. Ни писание, ни предание не отрицают прибыли» («Религия и СМИ»).

Подготовила Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ