Исламские лидеры предупреждают о кризисе
Лидеры 57 мусульманских стран (организация «Исламская конференция»), собравшиеся на прошлой неделе в священном городе Мекке (Саудовская Аравия), публично констатировали, что по причине терроризма мусульманский мир находится сегодня в глубоком кризисе и призвали к решительным действиям для противостояния «ускользающим идеям». По мнению членов «Исламской конференции», настало время вносить изменения в законодательства мусульманских стран ради того, чтобы прекратить повсеместное возбуждение и финансирование терроризма. Исламские лидеры считают, в частности, что необходимо изменить программы исламских учебных заведений — исключить оттуда экстремистские идеи. В опубликованной «Исламской конференцией» декларации говорится также, что «фетва» — мусульманский религиозный приговор о допустимости тех или иных действий или идей с точки зрения Корана и шариата — должна провозглашаться только теми, кто имеет на это действительное право. Аналитики ВBC, между тем, выражают сомнение в том, что решения конференции будут действительно воплощаться в жизнь, а не останутся чисто риторическими упражнениями, как это весьма часто случается. (ВВС)
Российский герб подвергается сомнениям
Как сообщает один исламский сайт, по мнению ряда российских исламских деятелей с герба России необходимо убрать кресты, икону святого Георгия Победоносца, короны и державу. Так, «Приверженцы традиции и единства», в частности, пишут: «Мы полностью поддерживаем инициативу почтенных муфтиев, предложивших изменить официальную символику России, исключив из неё христианские элементы. Считаем это предложение безусловно конструктивным и нужным, так как Россия декларирует себя как светское государство, и, соответственно, ни одна из конфессий страны не должна быть монопольно представлена в государственной символике страны. Мы убеждены, что государственные символы светского государства должны иметь религиозно-нейтральный характер… И что для того, чтобы улучшить положение мусульман в нашей стране и разрядить напряжённую межконфессиональную ситуацию, необходим целый комплекс мер, направленных на реформирование государственно-общественной системы России, в результате которого мусульмане могли бы почувствовать себя полноправными гражданами и хозяевами своей страны… Мы также считаем важным обратить внимание общественности на неподобающее и провокационное поведение отдельных представителей духовенства Русской православной церкви. В частности, протоиерей Чаплин (Московская патриархия) фактически призвал государство к репрессиям против мусульманских публицистов, а печально известный дьякон Кураев умудрился потребовать — в «лучших» традициях советского тоталитаризма — депортации из России ее коренного гражданина шейха Аширова и лишения его российского гражданства. Считаем подобные проявления религиозного фанатизма и нетерпимости недопустимыми в толерантном плюралистическом обществе и призываем все общественные и религиозные группы вести диалог в корректной форме, подобающей многоконфессиональному государству». Некоторые эксперты считают, что в недалеком будущем мусульмане могут поставить вопрос о введении в России поста вице-президента, представляющего мусульманскую общину страны. Динамика роста мусульманского населения в России — по сравнению с православным — делает этот прогноз на ближайшие годы весьма вероятным.
Некоторые московские обозреватели считают, что вся кампания с гербом является только одним из выражений протеста против недавно вышедшей книги Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества России», Опубликованные российскими СМИ выдержки из книги Силантьева дают основание предполагать, что предметом «исследования» автора были не действительные проблемы ислама в России, а дискредитация его мусульманских деятелей. Книга наделала много шума среди мусульман России, в частности, по той причине, что г-н Силантьев является сотрудником Отдела внешних церковных связей Московской патриархии, а также исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России. Впрочем, последнюю должность он уже, кажется, потерял. (Как известно, в этот совет входят представители четырех религий — православные, буддисты, иудеи и мусульмане — из числа многих десятков зарегистрированных в России конфессий и религий. — К.Г. ) Как ни странно, но с мусульманским мнением о государственной символике согласился — со своих позиций — «главный герольдмейстер» России Георгий Вилинбахов. Недавно он заявил, что крест на гербе является языческим, а не христианским символом, и что вместо Георгия Победоносца на нем изображен абстрактный всадник, поражающий копьем дракона. (Portal.Credo/ru). Протесты мусульман России против государственного герба привлекли внимание и зарубежной прессы. Так, «Berliner Zeitung» считает, что герб России действительно слишком христианский для представителей ислама, который является второй по численности (после православия) религией России — сегодня в стране насчитывается 10 млн. мусульман. Давно канули в Лету, пишет немецкая газета, те времена, когда Москва считала себя Третьим Римом, а отделение церкви от государства зафиксировано в российской конституции. Поэтому очевидно, что герб России противоречит конституции.
Евреи подарят Польше дом, в котором родился папа Иоанн Павел II
Как стало известно, дом в польском городке Вадовице, где родился Римский папа Иоанн Павел II, вскоре будет продан. Имеется информация, что этот дом выкупят и подарят Польше еврейские общины всего мира. Квартира, где в 1920 году родился будущий папа, уже превращена в музей, в котором побывали сотни тысяч паломников. Известно, что первым хозяином дома был Шаим Баламут, торговец стеклом, и что сегодня дом все еще принадлежит наследникам старых владельцев. Епископ Кракова всегда хотел выкупить этот дом, но с того времени, как скромный Кароль Войтыла превратился в славного Римского папу Иоанна Павла II, дом очень подорожал. Наследник прежнего владельца Рон Баламут, проживающий сегодня в США, просит за этот очень скромный дом миллион долларов. Такой суммой епископат Кракова не располагает. Между тем после смерти Иоанна Павла II выкуп дома стал заветной мечтой преданного секретаря Иоанна Павла II монсиньора Дживича — сегодняшнего Краковского епископа. И вот, совсем недавно, стало известно, что председатель еврейской общины Кракова Тадеуш Якубович обратился к международным еврейским организациям с просьбой приобрести этот дом и передать его городу, в котором родился Иоанн Павел II. «Польский папа, — пишет Якубович, — сделал очень много для евреев, и, выкупив этот дом, мы продемонстрируем нашу благодарность, почтим его память». Еврей Иржи Клюгер, школьный товарищ Кароля Войтылы, с которым они вместе играли в волейбольных матчах, назвал призыв своих единоверцев из Кракова благородным и вполне заслуженным жестом: «Папа Войтыла, — рассказывает он, — был чрезвычайно убедительным в своих выступлениях против антисемитизма; его высказывания отличались ясностью и решительностью; никто другой из представителей католической церкви не делал таких заявлений. Даже после его смерти ко мне приходят письма от евреев, полные восхищением этим Папой, письма на разных языках, порой мне неизвестных». Из писем и книг Иоанна Павла II известно, что Холокост произвел на него сильнейшее впечатление. В ходе своего первого официального визита в Польшу в качестве главы Римской церкви (1979), папа посетил концентрационный лагерь Освенцим. Он первым из римских пап посетил синагогу (в Риме) и назвал тогда евреев «старшими братьями» (христиан). Ему принадлежит также решение об установлении дипломатических отношений между Святым Престолом и Израилем. А в 2000 году папа Иоанн Павел II посетил Святую землю, Иерусалим. С трудом подойдя до Стены плача (он тогда был уже очень болен), он положил в щель древней стены послание с покаянием за грехи антисемитизма, совершенные христианами. Один близкий покойному папе философ сказал: «Бог, которому молился Иоанн Павел II, — единый Бог, в которого верим мы (католики) и они (евреи)!». (Portal.wiara/pl)