Китай подавляет оружием молчаливое сопротивление монахов
Как сообщает Тибетский центр по правам человека и демократии, в столице Тибета Лхасе в монастыре Дрепунг введено чрезвычайное положение. Все началось с того, что китайские чиновники в очередной раз начали кампанию «патриотического воспитания» в тибетском монастыре Дрепунг. В частности, монахам было приказано подписать документ, в котором Далай-лама объявляется «сепаратистом», а также принести клятву верности китайскому правительству и признать «Тибет частью Китая». Монахи отказались подписывать документ, а пятеро из них в резкой форме высказались против действий властей. Эти монахи были незамедлительно переданы в руки Бюро общественной безопасности и отправлены в изоляторы. А 25 ноября — после арестов свыше 400 монахов сели на землю в центральном дворе монастыря Дрепунг, безмолвно выражая свой протест и солидарность с задержанными. Протестующие также отказались «обличать» Далай-ламу и признавать «Тибет частью Китая». Они также настаивают на освобождении пятерых задержанных монахов, а в противном случае требуют, чтобы их изгнали из монастыря. Опасаясь, что инцидент может перерасти в беспорядки непредсказуемых масштабов, правительство ТАР выпустило приказ о подавлении безмолвного протеста. В монастырь был направлен значительный отряд Народной вооруженной полиции и чиновников Бюро общественной безопасности; монахи, оказавшие сопротивление, были жестоко избиты. Мирный и молчаливый протест был быстро подавлен — монахов силой загнали в кельи. Сегодня монастырь заполнен полицией, которая несет круглосуточную вахту; все помещения монастыря блокированы и охраняются. Тибетский центр по правам человека и демократии выражает опасение, что, помимо пяти ранее задержанных монахов, были сделаны и другие аресты непокорных, хотя и молчаливых монахов. В последние месяцы в Тибете усилились религиозные репрессии и, соответственно, акции монахов и верующих. Более того, Пекин усматривает тесную связь между буддизмом и ростом патриотических настроений среди тибетцев. Именно этим, по-видимому, объясняются попытки властей поставить религию под свой контроль с помощью кампаний по «патриотическому перевоспитанию», арестов, пыток и тюремного заключения. В этом году такие кампании проводились в различных монастырях Тибета; не обошлось и без человеческих жертв. Однако массовый ненасильственный протест монахов Дрепунга в Лхасе является одним из самых крупных актов неповиновения за последнее десятилетие в Тибете. Подавление мирного протеста монахов состоялось через несколько дней после того, как глава пекинских властей Ху Цзиньтао заверил президента США Джорджа Буша (во время визита последнего в Китай в ноябре 2005) в том, что ситуации с правами человека в стране является нормальной. (ЕNI)
Митрополит Кирилл возмущается
Как уже сообщалось, Госдепартамент США в своем ежегодном отчете обвинил Россию в нарушении религиозных свобод своих граждан. В ответ на приведенные американцами факты и статистические данные Глава Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской патриархии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился к госсекретарю США Кондолиззе Райс с открытым письмом, в котором категорически отрицает какое бы то ни было нарушение религиозной свободы в России. Ниже предлагаются некоторые выдержки из этого письма.
«Уважаемая госпожа Райс! Мы отдаем должное кропотливой аналитической работе по сбору и обработке информации, которая постоянно ведется возглавляемым Вами ведомством в этой сфере и сожалеем об отсутствии в России аналогичного интереса к ситуации в США. Одновременно хотелось бы высказать ряд принципиальных замечаний. Прежде всего, абсолютно беспочвенным видится утверждение, что Русская Православная Церковь (РПЦ) по «статусу приближается к государственной». Надо заметить, что РПЦ полностью отделена от государственного аппарата, наши священники не участвуют в деятельности органов государственной власти, политических партий и движений. Это, наряду с отсутствием государственного финансирования религиозной деятельности, является красноречивым свидетельством независимости Церкви от государства. Факт предоставления Святейшему Патриарху Алексию II почетного места во время выступления Президента Российской Федерации с посланием Федеральному Собранию Российской Федерации не порождает каких-либо конкретных последствий в церковно-государственных отношениях … Наша Церковь вовсе не стремится — вопреки утверждению Доклада США — к получению статуса государственной. Напротив, на основании собственного исторического опыта мы убедились в необходимости выстраивания партнерских отношений с государством, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве в интересах всего общества … Отсутствие таких соглашений у некоторых других действующих в России религиозных организаций не является дискриминацией.
РПЦ уже много лет выступает за введение курса «Основ православной культуры» в школе на основе добровольного выбора учащихся и их родителей ... Мы считаем, что преподавание школьных предметов с позиций материализма является нарушением права родителей на обучение детей в соответствии с их мировоззренческими взглядами. Очевидно также, что дети, получившие знания о православной культуре в школе, получат возможность бесконфликтно жить в современном поликультурном обществе. Поэтому нам трудно понять, почему проблемы, возникшие с поддержкой курса «Основ православной культуры» на федеральном уровне, называются в Докладе Госдепартамента США за 2004 год достижением в области религиозной свободы, и в настоящем Докладе оцениваются сходным образом.
Нас также удивило, что в Докладе говорится об отсутствии «движения по продвижению межрелигиозного диалога». Межрелигиозный совет России, созданный при нашем активном участии, является эффективной формой сотрудничества традиционных религий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Лидеры указанных религий сотрудничают в решении важнейших для нашего общества проблем. … Пример добрых отношений между четырьмя религиозными лидерами является дополнительным фактором стабильности, терпимости и взаимного уважения в обществе. (N.B. В России зарегистрировано не четыре, а десятки различных церквей и конфессий, в том числе католической и протестантских) (interfax.ru)
Скандал в украинской епархии Московской патриархии
Как сообщают несколько московских и киевских информационных агентств, шесть священников Донецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата вышли из юрисдикции митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона (Шукало), обвинив его в сексуальных домогательствах. Они обратились с соответствующим письмом в Священный Синод как РПЦ, так и УПЦ МП, пренебрегши запретом митрополита Иллариона разглашать какую-либо информацию о внутрицерковном конфликте. Скандал впервые связан именно со священниками епархии — ранее на сексуальные домогательства со стороны главы Донецкой епархии поступали жалобы только от иподиаконов и семинаристов.
Возмущенные поведением митрополита Иллариона священники обратились якобы с письмом к высшему церковному начальству. Все это случилось накануне пастырского визита митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) в Донецкую епархию. Между тем, канцелярия Донецкой и Мариупольской епархии никаких комментариев по поводу писем священников журналистам не дает. Настоятель Спасо-Преображенского собора Донецка протоиерей Виктор Кобзар в интервью «Порталу- Credo.ru» назвал всю эту историю неправдой. Некоторые обозреватели между тем считают, что донецкий епархиальный скандал или, по крайней мере, его разоблачение, приурочены не к визиту митрополита Владимира (Сабодана) в Донецк, а к началу выборной кампании в Украине. Не надо быть пророком, чтобы предположить, что как Киевская митрополия, так и Московская патриархия будут категорически отрицать любые обвинения в адрес митрополита Иллариона. Более того, вполне возможно, что в ближайшем будущем он получит компенсацию — награду от Московской Матери-Церкви. («Портал-Credo.ru»)