Греко-католиков притесняют
На прошлой неделе представитель Ватикана в Москве архиепископ Антонио Меннини сообщил, что Ватикан отказывается от попыток основать в России Российскую католическую церковь византийского (православного) обряда (это одно из проявлений новой политики нового Римского папы). Речь идет, главным образом, о 1,5 млн. украинцев-униатов — граждан РФ, которые сегодня лишены законных прав и возможностей свободно исповедовать свою веру. Сегодня униатские церкви созданы Ватиканом на территориях всех православных церквей. В России такая структура существовала с 1917-го по 1930-й и была возрождена в 1990 году. В России это всегда воспринималось враждебно, хотя «униаты ничем не отличаются от православных, кроме того, что на службе в качестве главы церкви они поминают Папу Римского» (В этом-то все и дело!).
В России очень немного «русских униатов» — не более 200 человек, хотя Москва постоянно протестует против их присутствия в стране. Католиков много больше — около 300 тысяч. Однако, греко-католиков в России намного больше — от 500 тысяч до 1,5 миллиона (по разным оценкам). Это граждане России, в основном проживающие в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке и работающие в нефтегазовой промышленности. Это потомки западных украинцев, которые ссылались в места «не столь отдаленные» в царское и советское время. Как пишет «Газета», это «крепкие, сплоченные, непьющие, многосемейные и многодетные, прекрасные работники; они очень стойкие в своей вере и никому ее не навязывают». Между тем, вопреки провозглашению свободы вероисповедания в России, молиться греко-католики имеют возможность только по домам, а священники приезжают к ним только по большим праздникам и почти тайно.
Сегодня духовную опеку греко-католиков России осуществляет римо-католическое духовенство. Однако, пока удалось зарегистрировать лишь три украинских греко-католических прихода по всей Западной Сибири, где паства насчитывает 400 тысяч человек (всего в РФ зарегистрировано 5 униатских приходов — это на 500 тысяч верующих!). Местные власти под любым предлогом отказывают им в регистрации. А пригласить греко-католических священников с Украины практически невозможно. Между тем, как и всякая другая община верующих, российские греко-католики должны быть защищены действующими законами России. «Портал-кредо.ru»
(P.S. Не должно ли украинское правительство обратить внимание на эту дискриминацию наших земляков? Как это делает, например, та самая Россия, вмешиваясь в церковные дела Украины, Эстонии и др. и защищая гражданские права русских в других государствах? (— К.Г.) (Portal/Credo.ru)
В диалоге Вселенского патриархата и Ватикана — пауза
Каждый год 29 июня делегация православных иерархов Вселенского патриархата приезжает на праздник св. Петра и Павла в Рим, а 30 ноября представители католической церкви приезжают в Стамбул на праздник св. Андрея Первозванного. В этом году делегацию в Рим возглавил представитель Вселенского патриархата митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). «Православные церкви мира готовы возобновить диалог с католической церковью», — с таким заявлением выступил митрополит Иоанн во время встречи с Римский папой Бенедиктом XVI. На аудиенции митрополит Иоанн сообщил, что «все православные церкви дали согласие на возобновлении работы Католико-православной комиссии».
Как известно, эта комиссия была создана еще в 1980 году для развития диалога между церквами. Последнее заседание комиссии состоялось в июле 2000 года, после чего ее работа не возобновлялась: западные и восточные богословы не смогли прийти к согласию в вопросе статуса католических церквей восточного обряда (униатов). По мнению митрополита Иоанна, теперь (после согласия Ватикана не создавать церковные структуры греко-католиков в России — см. материал выше) комиссия сможет возобновить работу в обозримом будущем.
В своей ответной речи папа Бенедикт ХVI вновь подтвердил свое намерение добиваться «полного единства всех христиан, единства, которое не подразумевает поглощения одной деноминации другой». («Благовест-инфо»)
Кто в России создает морально нравственный климат?
Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в июне 2005 года, был посвящен определению носителей морально-нравственного климата в России. Было опрошено 1599 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России; статистическая погрешность не превышает 3,4%. По результатам опроса две трети россиян (66%) полагают, что без участия государства поддерживать морально-нравственный климат в обществе невозможно. В то же время 26% населения расценивают действия государства в этой сфере как вмешательство в частную жизнь. Среди государственных и общественных организаций, институтов, которые должны заниматься вопросами защиты морали и нравственности, россияне отдают приоритет тем, которые имеют непосредственный «выход» на подрастающее поколение — детским садам, школам, ПТУ, вузам, учреждениям культуры и досуга. Среди государственных организаций и институтов в качестве главного защитника общественной морали жители страны видят министерство культуры. Немалая роль отводится и местным властям, хотя каждый десятый опрошенный (11%) полагает, что защита морали — не их дело. Несколько меньше россияне рассчитывают на парламент и МВД — каждый пятый (19—22%) полагает, что им не надо заниматься этим вопросом, хотя большинство (70—75%) считают, что это как раз их дело. 79% опрошенных включают в основные задачи президента заботу о морально-нравственном климате в обществе. Ни одна из ведущих российских партий не может рассматриваться в качестве «морального флагмана»: большинство опрошенных либо заявляют, что партии вообще не занимаются вопросами морали (32%), либо затрудняются с ответом (35%).
Почти 70% опрошенных россиян не смогли указать ни одного политика, деятеля культуры, ученого, общественного или религиозного деятеля, которого можно было бы назвать «совестью нации». Чаще всего в этом качестве назывались президент Владимир Путин (9%), Александр Солженицын (4%), Московский патриарх Алексий Второй (3%), Сергей Шойгу (3%), Андрей Сахаров (2%). По одному проценту получили Владимир Жириновский, Никита Михалков и др. (РИА «Новости»)
Молчание Константинополя
Секретарь по межправославным отношениям Московского патриархата протоиерей Николай Балашов на прошлой неделе сообщил в интервью РИА «Новости», что Константинопольский патриархат пока не разъяснил свою официальную позицию по вопросу о церковной православной юрисдикции в Украине, хотя соответствующий запрос из Москвы был направлен более трех месяцев назад. Протоиерей Николай сказал, в частности: «Священный Синод Константинопольской Православной Церкви до сих пор не подтвердил, но и не опроверг заявления архиепископа Скопелосского Всеволода о «канонических притязаниях» Константинопольского патриархата на территорию Украины». Балашов считает, что высказывание представителя Константинопольского патриархата архиепископа Всеволода на встрече с президентом Украины Виктором Ющенко 24 марта «привело к заметному обострению религиозной ситуации в Украине, вызвало возмущение среди духовенства и верующих». Известно, что многие архиереи УПЦ публично выступили с мотивированными возражениями своему собрату, прибывшему с визитом в Киев из Америки и недостаточно знакомому с украинской историей (!). Напомним, что архиепископ Всеволод заявил тогда: «Церковь- Мать, Константинопольский Патриархат считают, что ее дочь — Московский Патриархат — имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой церкви до 1686 года. Подчинение Киевской митрополии Московской церкви (1686) было осуществлено Патриархом Дионисием без согласия и утверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой». «Нам трудно поверить, — сказал Балашов, — что это заявление действительно отражает официальную позицию Константинопольского патриархата... УПЦ сегодня объединяет 35 епархий, которые насчитывают 11 тысяч приходов и является «самостоятельной и независимой в своем управлении», и ее связь с Московским патриархатом имеет «чисто канонический (?) характер». (РИА «Новости»)