Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

5 июля, 2005 - 19:49

70-летие Далай-ламы XIV

6 июля буддисты всего мира отмечают 70-летие лидера Тибетского буддизма Далай-ламы XIV. Его Святейшество Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо (Океан Держатель Учения) родился в 1935 году на северо-востоке Тибета. Его родители были простыми крестьянами. Как говорит сам Далай-лама, «я родился в глухой деревушке, где не было школы. Скорее всего, я бы вел жизнь простого крестьянина. Но поскольку я всегда проявлял интерес к технике, то мог бы стать трактористом... Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению, я всегда пытался сделать все, чтобы облегчить их долю». О своем перевоплощении Далай-лама пишет в книге «Моя земля и мой народ»: «Маленькие дети, которые являются перерождениями предыдущих лам, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому. Так было и со мной».

Далай-ламе ХIV пришлось покинуть родной Тибет, Лхасу и жить в изгнании (Индия). Он делал и делает все возможное, чтобы в Индии сохранить сокровища тибетской цивилизации, почти полностью уничтоженной в Тибете в период 1955—1979 годов: тогда были полностью разрушены 99% монастырей, уничтожены бесчисленные произведения буддийского искусства и памятники литературы, под запретом длительное время находился тибетский буддизм. В отличии от своих предшественников Его Святейшество много путешествовал по странам Востока и Запада — посетил более 40 стран, встречался с политическими деятелями, духовенством, деятелями культуры, бизнесменами. И всюду говорил о своей уверенности в единении человечества, о чувстве ответственности каждого человека за судьбу всего мира, за мирное разрешение конфликтов. С днем рождения, Ваше Святейшество!

Старообрядцы России празднуют юбилей

В этом году российские старообрядцы празднуют 100-летие Высочайшего указа «Об укреплении начал веротерпимости», изданного 17 апреля 1905 г. Известно, что указу предшествовала телеграмма императора Николая II, в которой, в частности, говорилось: «Повелеваю в сегодняшний день наступающего Светлого праздника (Пасхи) распечатать алтари старообрядческих часовен московского Рогожского кладбища и предоставить впредь стоящим при них настоятелям совершать в них церковные службы».

Начиная с XVII века (после реформ патриарха Никона), старообрядческая православная церковь России подвергалась жестоким гонениям правительства. Некоторая, очень ограниченная, терпимость по отношению к старообрядцам была введена при императоре Александре III. Но заметная религиозная свобода наступила только после реформ царя Николая II 1905—1906 годов, когда свобода веры была признана основой государственного строя. Эти реформы касались особенно гонимых столетиями старообрядцев, старообрядческих и сектантских общин, а также отделившихся от православия сектантов. Именно в 1905 году православные получили законное право переходить в другие христианские вероисповедания, а лица, принудительно крещенные в православие из нехристианских вероисповеданий, или даже потомки таких лиц, получили возможность возвращения в веру своих предков. Тогда же из российского законодательства был исключен термин «раскольники» — он был заменен на «старообрядцы». Духовные лица старообрядческих церквей сравнялись в правах с духовными лицами других вероисповеданий; только в некоторых случаях воспрещалось надевать храмовое облачение. Тогда же были распечатаны все молитвенные дома, закрытые как в административном порядке, так и по определению судов, разрешен ремонт старых и постройка новых молитвенных домов и церквей всех христианских вероисповеданий (Но при условии соблюдения известных правил!).

В связи с юбилеем Высочайшего указа царя Николая II, в Государственном историческом музее в Москве открылась выставка «Тайна старой веры» — первая публичная выставка в истории старообрядческой церкви. На торжественной церемонии открытия присутствовали глава Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) митрополит Андриан (Четвергов) и другие епископы и священнослужители старообрядческой Церкви. По мнению митрополита Адриана, выставка стала «вехой поиска взаимопонимания между старой верой и новой Россией» и с научной беспристрастностью рассказывает о «трагической истории стояния за старую православную веру. Были времена, когда старообрядчество, «насильственно вытесненное на периферию, где обитали загадочные культы», воспринималось как нечто «чуждое, далекое, таинственное. Краткая оттепель царствования Николая II сменилась десятилетиями советских гонений; к 40-м годам из 30 епископов в живых осталось только трое, при этом двое из них сидели в лагерях; большинство приходов было закрыто, храмы разрушены, а Церковь «обречена на суровое молчание».

Сегодня старообрядчество стремится стать более открытым для общества, поделиться с соотечественниками своими духовными и культурными богатствами. В двух небольших залах экспозиции представлены около 150 экспонатов XV — начала XX вв.: документы, рукописные книги, иконы, предметы мелкой пластики, портреты, облачения и т.д. Кроме истории старообрядческих центров в Москве, на выставке представлены также материалы о купеческих старообрядческих династиях. Это известные московские семьи Морозовых, Рахмановых, Рябушинских, Свешниковых, Солдатенковых и других.

В мире стало на одного непризнанного патриарха больше

Патриарх древней Иерусалимской церкви Ириней, отрешенный от сана и должности за спекуляцию святой (Иерусалимской) землей, отказывается признать свое окончательное поражение. Сейчас он формирует новый патриарший Синод и собирается оставаться патриархом — параллельно с тем, который в недалеком будущем будет избран Церковью. Как сообщает греческая газета «Катимерини», в список этого «Синода» входит 21 священнослужитель, причем многие из них и не подозревают о том, что они стали «соратниками» опального патриарха (теперь — простого монаха), который не считает законными ни решение Синода Иерусалимской Церкви, ни постановление утвердившего этот вердикт Всеправославного собора в Стамбуле. Причинами отрешения Иринея от Патриаршей должности были названы систематическое игнорирование мнения членов Синода и единоличное безответственное управление делами Патриархата, включая распоряжение недвижимостью, а также «постоянную лживость» и «патологическое состояние ума» Патриарха, создание им «атмосферы террора» в Иерусалимской Церкви и присущую Иринею манию преследования.

Все эти обвинения были отвергнуты бывшим Патриархом, как и вызвавшее особенное возмущение арабской паствы обвинение в сдаче в аренду израильскому инвестору на срок 198 лет стратегически важной недвижимости в Восточном Иерусалиме, который палестинцы рассматривают как столицу своего будущего государства.

Неудачный эксперимент

В конце прошлого месяца завершился девятимесячный «пилотный проект» Элладской (Греческой) православной Церкви по использованию в ряде афинских приходов современного греческого языка при чтении отрывков из Нового Завета во время богослужения. По словам предстоятеля церкви — архиепископа Афинского и всей Эллады Христодула — испытательный срок показал, что нововведение не вызвало заметного интереса молодежи. Между тем, основной целью неудавшейся программы было именно привлечение молодых людей к лучшему пониманию богослужения. Представители старших поколений считают, что нет смысла изменять звучание библейских текстов, которое они слушали в храмах всю жизнь.

Богослужение в греческих храмах традиционно совершается на так называемом «койне» — версии древнего разговорного греческого языка, употреблявшегося в период от IV века до н.э. по V столетие после Р.Х. Когда-то это был наиболее распространенный международный язык Ближнего востока. (Интерфакс)

Россия расплатится со священнослужителями

В общий трудовой стаж российских священнослужителей вскоре будет включен период религиозной деятельности в советское время. Ожидается, что пенсии многих российских православных священников, мулл, раввинов и пасторов существенно увеличатся. До сих пор они были минимальными, так как в систему государственного пенсионного обеспечения религиозные организации были включены только в 1990-м году, когда был принят закон о свободе вероисповедания. («Время новостей»)

Подготовила Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ