Судьбу патриарха Иринея решает Всеправославный Собор
23 мая открылся Собор в Стамбуле (Константинополь), который созвал Вселенский патриарх Варфоломей II для содействия урегулированию кризисной ситуации в Иерусалимской православной церкви. «Нестроение» достигло апогея 6 мая — после того, как синод этой церкви большинством в 14 голосов (из 17) объявил о недоверии патриарху Иринею и отрешил его от патриаршей должности. Ириней, однако, не признал правомерности этого решения и настаивает на своей невиновности. Как уже сообщал «День», Иерусалимского патриарха Иринея I его паства, главным образом, арабы, обвиняет в продаже Святой земли евреям (речь идет о громадных суммах). Арабы опасаются, что сделки патриарха усилят претензии Израиля на спорные участки Старого города (Иерусалима). Смещение патриарха должны санкционировать не только представители православных церквей, но и правительства трех государств, на территории которых проживает паства патриарха Иринея — Израиля, Иордании и Палестины. Уже идет подготовка выборов нового патриарха, которая может продлиться несколько месяцев. Ранее предполагалось, что на Собор съедутся главы всех 13 (плюс патриарх Ириней) православных церквей мира. Однако, Московский патриарх на Собор не поехал. РПЦ представляет митрополит Кирилл — глава Отдела внешнецерковных связей Московского патриархата. Известно, что о своем отказе присутствовать на Соборе заявил также патриарх-католикос Грузинской церкви Илия II. Иерусалимская православная церковь — одна из древнейших в христианстве и почитается как мать всех других церквей. Первым ее предстоятелем был брат Господа Иаков, которой погиб мученической смертью. Церковь очень немногочисленна; ее основное духовное служение состоит в сохранении наиглавнейших христианских святынь (Голгофа, храмы Воскресения и Гроба господнего и др.).
Антисемитизм крепчает?
Согласно исследованию, проведенному Институтом Стивена Рота (Тель-Авивский университет), за последние 15 лет число преступлений на почве антисемитизма по всему миру достигло в 2004 году максимума — произошло 482 преступления, в том числе, поджоги синагог и осквернения еврейских могил. Имели место также 19 покушений на убийство евреев. Исследователи отмечают, что большую часть преступлений совершают мусульманские иммигранты в европейских странах. Главным фактором-причиной называется чувство разочарования среди мусульман, а также палестино-израильский конфликт. В отчете также упомянуты группировки крайне правого толка (в США, Германии и России), ответственные за акты вандализма на еврейских кладбищах и в зданиях, принадлежащих еврейским общинам. Исследователи считают, что власти России и других постсоветских республик не прилагают достаточно усилий для борьбы с антисемитизмом. В отличие от государств Европейского союза, где предпринимаются необходимые меры против антисемитизма, как «угрожающего не только еврейским гражданам, но и демократическому строю в целом». («Media International Group»)
Старые грехи доминиканца
На протяжении 20 последних лет отец Конрад Хеймо, доминиканец, занимал должность директора Центра паломничества Католической церкви Польши и сопровождал верующих в Ватикан для встречи с Римским Папой Иоанном Павлом II. Недавно выяснилось, что в течение многих лет о. Конрад был агентом спецслужб Польши и, как пишет «Zycie Warszawy», регулярно сообщал, за соответствующее вознаграждение, о перемещениях и высказываниях Римского папы. Вопреки появившимся в СМИ сообщениям, о. Конрад, как ни в чем не бывало, недавно повез в Рим большую группу польских католиков (более трех тысяч) для встречи с новым Папой Бенедиктом ХVI. Бывший осведомитель присутствовал также на папской аудиенции. Это привлекло всеобщее внимание и возмущение СМИ — общество ожидало, что до разъяснения или опровержения ситуации доминиканец должен быть отставлен от должности и всякой другой публичной деятельности, а тем более — от поездок в Ватикан. Многие (например, газета «La Republica») считают, что о. Конрад должен немедленно возвратиться в Польшу и предстать перед судом. Кое-кто говорит даже об экскоммуникации, т.е. о его полном изгнании из Церкви. (Интересно, как много русских и украинских православных владык и священников были бы вынуждены оставить свою духовную должность в аналогичных случаях?)
Британцы и религия
Газета «The Gardian» напечатала выдержки из книги Джоан Бейквелл «Вера», в которой писательница излагает мысли некоторых известных современных мыслителей — художников и ученых — о Боге, загробной жизни и вере. Ниже приводим некоторые мысли из этой книги.
«Мой Бог — это Бог Нового Завета. Со Старым Заветом я имею проблемы — меня не устраивает его мораль. Бог Нового Завета помогает человеку, благосклонен к нему. Он относится к человечеству также, как я отношусь к проблеме образования в Великобритании: если мы действительно будем прилагать надлежащие усилия, дело пойдет. Хотя это очень трудно и тут нет легких ответов на все вопросы. Но мы должны верить, что в будущем все будет лучше, чем в прошлом. Думаю, что мой Бог делает и думает то же самое».
«Главная проблема для верующих — это ответ на вопрос: «Почему Бог терпит столько страданий в мире, почему допускает, чтобы люди мучились? Наверное, потому, что он дал нам полную свободу выбора и поэтому не может удерживать нас от дурных дел и намерений. Он только надеется на человека. Особенно трудно понимать ХХ век. С одной стороны, как будто побеждает справедливость. Но цена, которую платим за это (гибель людей и разрушения), совершенно непостижима. Как это допускает Бог?»
«Я всегда верил, что битва между добром и злом, которая извечно и всегда ведется внутри человека, отражает в миниатюре ту битву, которая постоянно бушует в мире, в обществе. Думаю также, что все мы носим в себе зерна как нашей собственной гибели, так и спасения».
«Я не христианин, но я верующий человек. Я чувствую веру в Бога, связь с ним и это очень важно для меня. Но это не тот Бог, который описан в Библии либо в каких-либо других религиозных системах. Ведь Бога невозможно описать, он бесконечен, непознаваем и то, как мы думаем о нем, всегда по-человечески предвзято и фрагментарно. Поэтому я ищу веру за пределами религиозных доктрин — стремление прикоснуться к Его бесконечности неодолимо».
«Для меня всегда была особенно притягательной идея Слова, которое становится Телом. Это приблизительно то же самое, что я делаю как писатель — превращаю слова во плоть, в нечто осязаемое, нечто такое, что можно держать в руках и что превращается в талисман».
«Я не думаю, что между религией и наукой существует действительный конфликт. С одной очень важной точки зрения между ними можно видеть большое сходство. Существует расхожее мнение, что наука занимается вещами определенными, белым и черным, абсолютным знанием, фактами, а религия, наоборот, оперирует с неопределенностями. В действительности же наука также занимается неопределенностью. Это очень существенный фактор сходства. Более того, полная религиозная определенность — это одна из самых страшных вещей в мире, приводящая почти всегда к опасным последствиям. То же самое можно сказать о науке. Разница между наукой и религией наиболее существенна в сфере морали. Почему-то люди не хотят понимать (это меня чрезвычайно удивляет), что наука как таковая не имеет моральных измерений. Только применение научных знаний, а также те методы, которыми ученые получили эти знания, можно отнести к области морали. Тем более, что занимаясь «чистой» наукой, ученые часто и не представляют себе, как эти знания могут быть использованы».
«Есть ли жизнь после смерти? Это сложный вопрос, который как раз и привязывает человека к вере. Как правило, люди очень ценят веру в загробную жизнь и нелегко с этой верой расстаются. Не все понимают, что имеется простой и вполне удовлетворительный ответ на этот вопрос для верующих и неверующих, для простых людей и для интеллигентов. Я имею ввиду Цикличность всего в природе; в этом процессе не теряется ничего — восстанавливаются не только тела, но также порошинки нашего сознания».