Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

Снова без участия УПЦ КП
21 июля, 2004 - 00:00

Снова без участия УПЦ КП

В конце прошлой недели в Киеве состоялась очередная встреча представителей Константинопольской и Русской православных церквей, посвященная дальнейшему изучению вопросов, связанных с «уврачеванием существующих на Украине церковных расколов» православия. Со стороны Константинопольской церкви во встрече принимали участие архиепископ Скопелосский Всеволод и иеромонах Филипп (Ягныш); со стороны Русской православной церкви — секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов и сотрудник ОВЦС МП Сергей Говорун. Участники собеседований были приняты в Киево-Печерской лавре Киевским митрополитом и всей Украины Владимиром. В организации консультаций принял участие Государственный комитет Украины по делам религий. По словам его председателя Виктора Бондаренко, правительством Украины была дана положительная оценка совместным усилиям двух патриархатов, направленным на разрешение существующих церковных проблем, имеющих важное значение для украинского общества.

Отметим два важных обстоятельства, связанных с изложенными выше событиями. Во-первых и главное — на встречу Константинопольской и Московской церквей не были приглашены представители УПЦ Киевского патриархата — главного субъекта и, одновременно, — объекта обсуждения. Что лишило встречу какого-либо существенного значения. Второе обстоятельство только иллюстрирует первое — в сравнении с предыдущими встречами ранг участников обсуждения значительно снизился. Если ранее проблемы украинского православия обсуждали такие влиятельные лица, как митрополит Мелитон (Константинопольский патриархат), митрополит Кирилл (Московский патриархат) и епископ (сегодня — архиепископ) Димитрий (Киевский патриархат), то на последнюю встречу из Москвы прибыли протоиерей и светское лицо. Неизменным осталось только представительство Украины. Все это, по-видимому, свидетельствует об определенной патовой ситуации в переговорах. (ОВЦС МП)

Москва строит шкалу ценностей

В Москве состоялся «круглый стол» на тему: «Перспективы развития межрелигиозных отношений в России», где обсуждались вопросы формирования религиозной терпимости и взаимного уважения к представителям других религий, совместного противодействия радикализму и экстремизму в сфере религиозных отношений. Стоит сразу же упомянуть, что когда речь идет о межрелигиозных отношениях, Русская православная церковь признает только три субъекта таких отношений, а именно — ислам, иудаизм и буддизм («традиционные религии»). Между тем, в России, как и в Украине, сегодня действуют десятки различных церквей, конфессий, деноминаций. Так случилось и на упомянутом «круглом столе» — о необходимости сотрудничества «традиционных» религиозных организаций с «нетрадиционными» — говорили только представители последних. Так Сергей Ряховский подчеркнул, что российский протестантизм не является некоей новой конфессией, а тем более — продуктом «экспансии Запада». Католический священник Игорь Ковалевский также сетовал, что католицизм в России «отождествляется с культурой Западной Европы, хотя это совершенно не так». И подчеркнул необходимость воспитания толерантности.

Тема толерантности задела участников дискуссии за живое. Говорили о том, что государственной политики в области религиозной толерантности еще не существует. А разработать такую политику крайне трудно из-за отсутствия полных аналитических данных о религиозных организациях в регионах. Не способствует толерантности и «жесткое (конституционное) деление» религий на традиционные и нетрадиционные, а также «перегибы» в борьбе с исламским радикализмом и экстремизмом. «Нельзя оскорблять весь ислам», — предостерегали выступающие. Представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, выступая еще на одном «круглом столе» «Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляд», определил новый вид конфликта в обществе, а именно, — конфликт между правозащитниками и верующими: «Существует непонимание между борцами за права человека и православными христианами, — сказал он. Протоиерей подчеркнул, что, в отличие от большинства сегодняшних лидеров правозащитного движения, для Русской православной церкви ценности общества не менее важны, чем права и свободы индивида: «Для православного христианина не менее, а, может быть, и более, чем право личности на свободу выбора, важно другое: вера, Отечество, защита родной земли, святынь. Частный интерес для православного христианина обычно не выше ценностей общества». В качестве примера он привел ситуацию в Чечне: «Можно ли ради сохранения жизни людей, которые гибнут в Чечне, отказаться от территориальной целостности России? Для меня это вопрос. Для многих правозащитников это сегодня не вопрос — они убеждены, что ценность человеческой жизни превыше всего. Но есть ценности выше, чем человеческая жизнь и свобода». (РИА Новости) .

В Риме появится православный храм

В Риме, в посольстве России в Италии, состоялось официальное представление Фонда строительства русского православного храма. Речь идет о том, что в Риме, в непосредственной близости от Ватикана в скором времени будет возведен храм святой великомученицы Екатерины. (Кстати, так как русский храм будет возведен на холме, а собор Святого Петра стоит на берегу Тибра, новая церковь будет «доминировать» в городском ландшафте.) Новый храм призван стать духовным и культурным центром всех представителей многочисленной православной диаспоры на Апеннинах. Фонд, зарегистрированный в Италии 19 мая этого года, будет действовать по благословению Московского патриарха Алексия Второго и под патронажем посольства РФ в Италии. Главной целью фонда является сбор средств на создание храма. В состав Попечительского совета фонда вошли видные общественные деятели и мастера культуры России и зарубежья, в частности, балетные танцовщики Андрис и Илзе Лиепа, футболист Андрей Шевченко, президент-председатель правления «Внешторгбанка» Андрей Костин, посол РФ в Италии Алексей Мешков и др.

«Рим обычно воспринимают как центр Западного мира, западной культуры и западного христианства. Но Рим — это город не только католиков, но и православных(?)», — сказал на церемонии представления Фонда епископ Егорьевский Марк. — Давно пришла пора построить православный храм и в Вечном городе. Он должен стать духовным центром для православных и еще одним местом для диалога с братьями-католиками». (Credo.Ru) .

Снова Воланд?

Вокруг памятника Михаилу Булгакову и героям романа «Мастер и Маргарита» работы Александра Рукавишникова снова разгорелся скандал. Как известно, в конце мая этого года было принято решение установить скульптурную композицию не на Патриарших прудах, а на Воробьевых горах. Но против этого резко выступили представители православной общественности. Они утверждают, что именно на запланированном месте ранее находилось средневековое кладбище, где хоронили москвичей, умерших от моровой язвы. «Идея установки такого памятника на братской могиле — это нечто в духе проделок Воланда», — сказал директор Cинодальной библиотеки Московского патриархата протоиерей Борис Даниленко. Напомним, что первоначальный вариант проекта Александра Рукавишникова предусматривал установку памятника на берегу Патриарших прудов. Это должен был быть 12-метровый бронзовый примус-фонтан, фигуры Левия Матвея, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, а также кота Бегемота. Иешуа как бы шел по воде прочь от Михаила Булгакова, наблюдающего за своими героями со сломанной скамейки. Проект прошел все стадии согласования, но жители Патриарших воспротивились установке монумента, — особенное недовольство у них вызвал гигантский примус, который воспринимался ими не иначе, как «символ дьявольщины» (они, бедные, наверное, не читали «Мастера и Маргариты»).

Общественный градостроительный совет при мэре Москвы решил установить памятник на Воробьевых горах. При этом автор Александр Рукавишников публично заявил: «В композиции, которая будет стоять на Воробьевых, нет чертей. Мы взяли для памятника самых безобидных персонажей: Коровьева — рыцаря, который неудачно пошутил; кота, который, как всем известно, всего-навсего мальчик-паж, и, разумеется, Мастера и Маргариту». Противников установки возглавляет протоиерей Борис Даниленко; им было собрано 286 подписей прихожан против возведения скульптурной композиции; письмо с подписями направили Владимиру Путину. Там говорится, что в городе с глубокой православной историей не могут быть установлены «символы и изображения нечистой силы, оскорбляющие чувства верующих». (В каком столетии и тысячелетии живет сегодня Россия? Кто заправляет в обществе?) «Газета. RU» .

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ