Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ЦЕРКВИ МИРА

Вселенский патриарх Варфоломей планирует посетить Рим
18 февраля, 2004 - 00:00

Вселенский патриарх Варфоломей планирует посетить Рим

Это состоится в середине февраля. Цель визита — освящение нового православного приходcкого храма в столице Италии. Это церковь святого Феодора на Палатинском холме Вечного города, переданная в пользование православной греческой общине решением папы Иоанна Павла II. Возможно также, что визит Вселенского Патриарха в Рим состоится не раньше апреля, так как именно к этому времени будут полностью завершены ремонтные работы в храме. («Giorno»).

23 февраля в Москву прибывает кардинал Вальтер Каспер

Он — президент Папского Совета Католической церкви по содействию христианскому единству. Его приезд является очередной попыткой улучшить отношения между Московской патриархией и Ватиканом, которые в последнее время еще более обострились, в частности, в связи с проблемой возможного учреждения Украинского греко-католического патриархата в Украине. Этот патриархат — не новая идея, ибо вопрос о его провозглашении был поднят еще на Втором Ватиканском соборе (1963 г.) главой греко-католиков кардиналом Иосифом Слипым. А в 1975 году Иосиф Слипый принял — без согласия Ватикана — титул патриарха.

Сегодня Московская патриархия особенно обеспокоена тем, что в Киеве полным ходом идет строительство большого кафедрального греко-католического собора и патриаршей резиденции, что красноречиво говорит о намерениях греко-католиков. Москва же хочет видеть Греко-католическую церковь, раз уж она таки существует, только региональной, ограниченной рамками Западной Украины. (Вопроса о вмешательстве Московской патриархии во внутренние религиозные дела Украины здесь касаться не будем.) Не спешит придать Украинской греко-католической церкви статус патриархата также Ватикан, первой причиной чего является именно последовательное и категорическое сопротивление Москвы.

Почему Римская кафедра столь внимательна к реакциям Московской патриархии даже за счет активного неудовольствия украинских греко-католиков? Дело в том, что дальнейшее охлаждение или даже разрыв отношений с Русской православной церковью противоречит провозглашенной и последовательно проводимой Ватиканом экуменической политике — установлению и поддержке дружеских отношений со всеми христианскими (и даже нехристианскими) церквями. Православие находится тут на особом положении, поскольку по всем религиозным «параметрам» католицизм и православие очень близки между собой; так например, существенных догматических и обрядовых различий между католицизмом (или православием) и протестантизмом значительно больше.

Московская патриархия занимает по отношению к Ватикану заметно более жесткую позицию, реже вспоминает «сестринское родство» и постоянно пополняет «черный список» католических прегрешений перед православием. Куда занесены, в частности, все визиты папы Иоанна Павла II в православные страны. Но главным камнем преткновения остается, конечно, греко-католицизм в Украине. Интересно отметить, что сегодня в эту «игру» втянут и Вселенский патриарх Варфоломей I, который также высказал свой протест — совершенно очевидно, что под серьезным нажимом Москвы — против создания Греко-католического патриархата в Украине. Варфоломей I даже угрожает папе Иоанну Павлу II «прекращением богословского диалога между Католической и Православными церквами … Необходимо заверить народ Украины и всех православных в том, что Вы не планируете учреждать патриархата на Украине». (Это просто удивительно, как много желающих решать украинские церковные проблемы!) В связи с создавшейся ситуацией небезынтересно напомнить о соотношении «сил»: сегодня в мире православных насчитывается (по максимальным оценкам) 250 миллионов, католиков — более чем 1 миллиард 70 миллионов.

Возвращаясь к приезду в Москву кардинала Вальтера Каспера, несложно предположить, что именно украинские дела станут одним из главных предметов обсуждения представителями «церквей- сестер». («Zenit»)

«Религиозное СНГ»

Как стало известно, на II Форуме лидеров крупнейших традиционных религий, который пройдет в Москве в марте, будет учрежден Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств. Инициатором создания еще одной — религиозной — структуры на пространстве бывшего СССР выступил глава Отдела внешних церковных связей Московской патриархии митрополит Кирилл (Гундяев). В Межрелигиозный совет должны войти 22 духовных лидера стран СНГ. Митрополит Кирилл заявил, что цель Совета — консолидация усилий духовных лидеров по упрочению мира. Нет никаких сомнений, что важной задачей Совета, если он будет создан, станет не только мир, но и борьба с «нетрадиционными» религиями. («Портал Credo/Ru»)

Церковная проблема Абхазии

Как известно, в последние годы из Абхазии были вытеснены грузинские православные священники. По этому поводу патриарх-католикос всея Грузии Илия II недавно — после выборов нового президента Грузии — сказал: «Абхазия — это действительно болезненный вопрос и для государства, и для Церкви, и лично для меня, потому что 11 лет я был абхазским митрополитом и очень хорошо знаю отношения между грузинами и абхазами. Я считаю, что абхазская проблема была как-то искусственно создана при участии России. Это нужно обязательно исправить. Думаю также, что абхазская трагедия подтолкнула, вызвала чеченскую трагедию. Если можно допустить сепаратизм в Абхазии, как считали некоторые, то почему нельзя допустить сепаратизма в Чечне? Эта проблема обязательно должна быть урегулирована при участии России, чтобы иметь платформу будущих наших межгосударственных отношений ... Так что я думаю, что при возвращении беженцев (в Абхазию) первым долгом туда должны возвратиться священнослужители для того, чтобы проповедовать взаимное доверие и дружбу между народами». «Портал Credo/Ru»)

«Всех мусульман обратить в христианство!»

Ультраправый израильский министр Элон заявил, что все попытки обратить в христианство иудеев будут пресекаться, а христианским миссионерам следует обратить свои взоры на приверженцев ислама: «Ходите от мечети к мечети и ведите мусульман к свету». Иудейские религиозные лидеры осудили эту «директиву». Так, известный раввин, член Парламента Михаэль Мельхиор назвал слова Элона «безумными»: «Это объявление войны исламу, которое создаст новых врагов иудаизму, — заявил парламентарий. — Нельзя было придумать худшего оскорбления для мусульман. Люди, занимающие такие посты, как Элон, должны хорошо думать, прежде чем делать провокационные заявления, раздувающие огонь ненависти». Раввин Мельхиор — один из самых активных сторонников развития диалога религий с целью урегулирования арабо-израильского конфликта. Он принимал участие в работе над известной «Александрийской декларацией», подписанной в Египте лидерами различных религиозных общин Ближнего Востока.

Другой член кнессета Израиля, мусульманин доктор Ахмед Тиби назвал слова министра Элона «антиисламскими и расистскими»: «Сегодня в мире, помимо поднимающего голову антисемитизма, существует еще одно явление — исламофобия». Как «противоречащие духу современности» расценил высказывания израильского министра и англиканский епископ Иерусалима: «Христиане пытались обратить иудеев в течение 2000 лет, и нам это не удалось, — заявил он. — В настоящие трудные времена мы не навязываем никому нашу веру и волю». Высказывания Бенни Элона осудили и другие религиозные лидеры Святой Земли. («Keston institute»)

Грабители и Библия

В одном из монастырей Бразилии произошел случай, который показал, что Библия является более могущественной, чем даже угрозы оружием. По крайней мере, так считают бразильские грабители. А случилось вот что. В католический Вифлеемский монастырь штата Сан Пауло проникло 15 грабителей в масках. Начали они с того, что перерезали телефонную линию, смиренно объяснили свой грех отчаянной необходимостью, а потом вежливо потребовали у монахов все имеющиеся в монастыре деньги. Однако, сумма, обнаруженная в сейфе ($6200), разочаровала бандитов и навела их на мысль о тайнике. Не полагаясь на запугивание оружием или пыткам, они прибегли к другому средству — заставили священника поклясться на Библии в том, что денег в монастыре больше нет. («Reuters»)

Клара ГУДЗИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ