Перехода на старый стиль не произошло
Депутаты петербургского Законодательного собрания высказались против перехода России на летоисчисление по Юлианскому (церковному) календарю. Депутаты посчитали, что переход «на старый стиль» дорого обойдется государству — в «документообороте» начнется путаница, граждане России запутаются в датах и пр. С инициативой перехода на Юлианский календарь еще в начале 2007 года выступила группа депутатов Госдумы во главе с Сергеем Бабуриным; эта же группа предложила сделать это в первый день гражданского 2008 года. Их проект был направлен в правительство РФ, которое, однако, также опасается неких «негативных последствий» в стране и за рубежом. (Юлианский календарь был создан римскими астрономами в середине I в. до Р.Х. В нем продолжительность года принята в 365 дней и 6 часов, а через каждые три года наступает високосный год, в котором 366 дней. Первый Вселенский (Никейский) Собор 325 года принял это языческое летоисчисление. Началом времяисчисления принят факт создания Адама, что произошло в пятницу 1 марта. Собор установил, что Пасха должна праздноваться в первый воскресный день после мартовского полнолуния и обязательно после иудейской пасхи. Позже оказалось, что Юлианский календарь не очень точный и в XVI веке на Западе был введен новый — Григорианский (по имени Папы Римского Григория ХIII). И хотя этот календарь в течение нескольких следующих столетий приняло большинство христиан, а также многие нехристианские страны, некоторые стойкие блюстители старины все еще пытаются снова ввести в России Юлианский календарь и сопротивляются «Новому стилю», принятому декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года.) Отказ от дореволюционного календаря ввел в России неудобную практику празднования Нового года еще до окончания Рождественского поста, перед самым Рождеством Христовым, когда пост должен быть особенно строгим. Несмотря на это, православные и некоторые другие церкви продолжают жить согласно Юлианскому календарю. Интересно отметить, что за возвращение старого календаря ратуют политики России, а не ее церковнослужители. (РА)
Русский язык в Латвии
Русский язык в Латвии не соответствует статусу языка национального меньшинства и не подпадает под соответствующую Европейскую хартию «О региональных языках и языках нацменьшинств». С таким заявлением выступил министр общественной интеграции Латвии Оскар Кастенс. По его словам, на данный момент Латвия не готова выполнять условия Европейской хартии по отношению к русскому языку. Кастенс полагает, что соответствующий официальный статус может быть присвоен только русскому языку старообрядцев, проживающих на территории этой прибалтийской республики с ХVIII века. В настоящее время единственным языком со статусом языка нацменьшинства в Латвии является ливский язык. Ливы, которых насчитывается в стране не более 200 человек, живут главным образом на побережье Балтийского моря, в пределах Вентспилсского района. Пользуются ливским языком только старшее и среднее поколения людей этой национальности. А русскоязычное население Латвии составляет сегодня от 35 до 40 процентов от общего числа граждан страны. (Интернет-газета «NovoNews»)
Заявление Русского имперского движения
«2 декабря народ России наблюдал очередной спектакль под названием «выборы в Государственную думу», — пишут русские православные монархисты. Как обычно, перед выборами в патриотических кругах было много дискуссий на тему, участвовать в этом «спектакле» или нет. В качестве основного аргумента «против» говорили, что от нашего «волеизъявления» ничего не зависит: порог, явки и графа «против всех» отменены, все партии шли на выборы с разрешения Кремля и ни одна из них не способна принести благо российскому народу. Важно было не то, как голосуют, а кто получит в парламенте большинство. «А это значит, что нам и дальше придется жить с мизерными зарплатами и пенсиями, терпеть жалкие подачки от жиреющих властей, когда им это выгодно, терпеть засилье мигрантов, работать на хозяев-оккупантов и вымирать быстрыми темпами. Все это так, но для нас, православных монархистов, вопрос об отношении к выборам — это еще и вопрос мировоззрения, вопрос веры, что выходит за рамки конкретной политической ситуации. Православные любят повторять Иоанна Кронштадтского: «Демократия в аду, а на небе — Царство». В этой фразе наиболее точно выражается отношение православных людей к государственному устройству. Православный человек — по определению монархист, и другого не дано. А участие в выборах — это нарушение церковных канонов и нарушение соборной клятвы 1613 года (принесенной при избрании на царство первого царя династии Романовых Федора Михайловича). Но в любых условиях мы должны оставаться верными идее Самодержавной Монархии — то есть оставаться верными Богу».
Папа Римский и Вселенский патриарх идут навстречу друг другу
Папа Римский Бенедикт XVI поздравил Вселенского патриарха Варфоломея I с Днем святого Андрея Первозванного — ангела-покровителя Константинопольской православной церкви. Понтифик выразил надежду, что в будущем православно-католической диалог будет расширятся и в нем будут участвовать представители всех поместных Православных церквей — несмотря на разногласии между Московским и Константинопольским патриархатами на недавнем десятом заседании Смешанной богословской комиссии в Равенне. (Как уже сообщалось, делегация РПЦ покинула заседание и отбыла в Москву, увидев среди делегатов представителей Эстонской апостольской церкви, которая недавно (1996 г.) вышла из состава РПЦ и перешла под омофор Вселенского патриарха.) Письмо понтифика вместе с текстом второй энциклики Бенедикта XVI «Spe Salvi» («Мы спасены в надежде») было передано патриарху Варфоломею кардиналом Вальтером Каспером. В изданном на днях коммюнике Папского совета отмечается, что Рим и Константинополь «различным способом содействуя возобновлению богословского диалога между Католической и Православной церквами, с чувством надежды» (и несмотря на протесты Русской православной церкви) глядят на заключительный документ заседания Смешанной комиссии в Равенне, «ставший первым шагом к прояснению болезненных тем, которые препятствуют полному общению восточных и западных христиан».(«Zenit»).
Януковича могли и предать анафеме!
Российская околоцерковная пресса продолжает искать ответ на вопрос: будет ли Виктор Янукович отлучен от Церкви за то, что «поцеловал крест из рук главы самопровозглашенного Киевского патриарха Филарета Денисенко?!». Этот факт действительно имел место 24 ноября во время панихиды по жертвам Голодомора 1932—1933 годов в Софийском соборе. Большинство знатоков склоняется к мысли, что «отлучать Януковича не надо, потому что во всем виноват Филарет». Более строгие блюстители православья считают, однако, что из рук отступников нельзя брать даже святыню, а тем более — св. Крест. На этот раз московские блюстители чистоты православия г-на Януковича якобы простили (условно?), но строго призвали его в дальнейшем избегать мероприятия с участием главы «украинских раскольников». (Скоро в УПЦ Московского патриархата начнут издавать прескрипционные списки, запрещающие украинским политикам общаться с большей половиной украинцев).
Современные опричники
Как сообщает Интерфакс, в деревне Кощеево Ярославской области (Россия) уже несколько лет существует «Опричное братство Ивана Грозного» — одна из многочисленных околоправославных сект, которые уходят от мира и критикуют Русскую православную церковь. Духовный лидер братства Андрей Щедрин обвиняет иерархию Русской православной церкви в «испорченности» и призывает «создавать «церковь верных» — наподобие Опричного братства. «Опричники» категорически отказываются общаться с журналистами, однако издают собственный печатный орган — «Опричный листок», в котором обвиняют Русскую православную церковь в «продажности» и призывают народ к ненависти к «инородцам». Они молятся, как святым, Ивану Грозному и Распутину, но более всего почитают «духовного лидера Щедрина, который, по свидетельствам очевидцев, обладает даром гипноза и весьма профессионально контролирует сознание своей паствы. В частности, внушает им страх перед антихристом, идентификационными кодами, переписью населения, новыми паспортами и т. др. (Исследовал секту А. Дворкин)