Сколько православных приходов в России?
Согласно сообщениям МВД Российской федерации, в только что прошедших праздничных пасхальных богослужениях приняли участие около пяти миллионов человек, что значительно меньше предсказанных (по результатам социологических прогнозов) 7% россиян. Та же статистика показывает, что российские граждане посещали, главным образом, не храмы, а кладбища. Некоторые специалисты считают, что истинно верующих в России — не более 1-2%. Очень интересным кажется также наведенное МВД в связи с Пасхой число храмов в Российской федерации — их там 8700. В соответствии с данными, приведенными Московским патриархом Алексием II за 2004 год, на территории России было зарегистрировано 12638 православных приходов. Выходит, что храмов (8700) там значительно меньше, чем приходов (12638). Но главное заключается в том, что на территории Украины зарегистрировано 15416 приходов! Другими словами — «в наибольшей православной стране мира» приходов на 4778 меньше, чем в Украине — почти на пять тысяч приходов!
Далай-лама собирается посетить Москву
Духовный лидер буддистов Далай-лама возможно примет участие во Всемирном саммите религиозных деятелей в Москве, сообщил президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов: «4 июля этого года состоится Всемирный саммит религиозных лидеров в Москве. Насколько я знаю, организаторы собираются пригласить его святейшество Далай-ламу принять участие в саммите религиозных лидеров» (Интерфакс-религия) . На вопрос о том, не будет ли Китай возражать против визита Далай-ламы в Москву, К. Илюмжинов ответил: «Это вопрос не ко мне». Далай-ламу ждали в Калмыкии в конце декабря 2005 года на открытии буддистского храма с 11-метровой золотой статуей Будды, однако правительство России не выдало лидеру буддистов всего мира визу. В последний раз Далай-лама приезжал в Россию в 2004 году, но побывал только в столице Калмыкии Элисте, где освятил место строительства крупнейшего буддистского храма. У Далай-ламы тогда не было официальных встреч — поездка носила исключительно пастырский характер.
Отказ или отсрочка?
12 мая в Сан-Франциско закончился IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, от которого как Московская патриархия, так и Кремль ожидали после многолетних переговоров только одного постановления — о немедленном воссоединении с Русской православной церковью. Что по многим причинам очень важно для административно-православной верхушки России. Во-первых, это престиж; во-вторых — окончательная реабилитация православного епископства и священства РПЦ, сотрудничавшего не только с Богом проклятой советской властью, но даже с КГБ. Тень этого прошлого все еще лежит как на иерархах РПЦ, так и на благословленной этими иерархами властной верхушке страны. Достаточно сказать, что в процесс объединения двух церквей внес свою лепту сам президент Путин. Есть и другие причины. Например, русские православные за границей (Европа, США) имеют значительное движимое и недвижимое имущество (храмы, особняки, иконы и др.), а также — православную паству. Эта паства могла бы пригодиться для дальнейшей мирной экспансии за рубежом того, что сегодня называют «православной цивилизацией». Заметим, что РПЦЗ не является канонической церковью, признанной Полнотой мирового православия. Ее единственный шанс получить признание — воссоединение с РПЦ.
И вот — разочарование. Хотя принятый документ и говорит о решимости «уврачевать раны разделения внутри Русской Церкви — между ее частями в Отечестве и за рубежом» и достигнуть евхаристического единства, которое откроет «возможность служить вместе и причащаться от единой Чаши», сегодня о евхаристическом воссоединение говорится исключительно в неопределенном будущем и при выполнении некоторых условий, весьма тягостных для Московской патриархии. Таких, например, как полный разрыв Московской патриархии со Всемирным экуменическим движением (в некоторых вопросах духовенство РПЦЗ проявляет еще больший консерватизм, чем даже Русская православная церковь). В резолюции РПЦЗ подчеркивается, что «участие Русской православной церкви Московского патриархата во Всемирном совете церквей вызывает смущение в среде нашего клира и паствы. Мы с сердечной болью просим священноначалие Русской православной церкви Московского патриархата внять мольбе нашей паствы о скорейшем устранении этого соблазна». Это серьезное требование. Ибо, хотя Московская патриархия проявляет весьма мало экуменизма у себя дома, в России, ее позиции во Всемирном совете церквей очень сильны и весьма желательны как для церкви, так и для Кремля.
Известно, что и духовная и административная Москва были совершенно уверены в успехе — в том, что Зарубежная церковь «единогласно и немедленно», прямо на Соборе войдет в состав РПЦ МП, в ее административное подчинение. Ведь на это было положено столько усилий, столько денег»! Сам Путин неоднократно вмешивался в процесс «воссоединения». (Корреспондент сайта Портал-Сredo.ru остроумно сравнил эту ситуацию с двойным поздравлением президента России, направленным «выигравшему» Януковичу в 2004 году!) Обозреватели считают, что это большое поражение отдела вешних церковный сношений Московского патриархата, возглавляемого митрополитом Кириллом Гундяевым.
Впрочем, у Москвы еще есть шансы — в ближайшее время состоится Всезарубежный собор РПЦЗ, в котором, помимо архиереев, будут участвовать клирики и миряне. Однако господствует общее мнение, что с «объединением» торопиться не стоит, и что надо подождать. Более того, «заграничные» ставят перед Московской патриархией еще одно условие: созвать Поместный Собор, на котором будет осуждена так называемая ересь сергианства (грех сотрудничества Русской православной церкви с богоборческой сатанинской советской властью).
Православная кровь принца Уэльского
11 мая принц Уэльский Чарльз прибыл в северную Грецию с паломнической целью — посетить древние монашеские общины святой горы Афон. Наследник британского трона в сопровождении охраны приземлился в аэропорту близ города Кавала, в 173 км от г. Салоники. Частная яхта доставила его к святыне, где принц Чарльз посетил несколько монастырей, после чего на три дня остановился в монастыре Ватопед. Очередной визит принца на Афон обусловлен не праздным любопытством. Чарльз, как и его отец, герцог Эдинбургский Филипп, является членом группы Друзей Афона, которая поддерживает все 20 монастырей православного центра. ( P.S. Филипп Эдинбургский, отец Чарльза, является членом греческой королевской семьи и до брака с королевой Великобритании Елизаветой II был православным.) («Твоя Греция»)
Церковь Испании против использования эмбрионов
Парламент Испании признал законность применения техник искусственного оплодотворения с целью использования клеток полученных эмбрионов в случаях некоторых тяжелых заболеваний членов семьи. Эмбрионы могут быть использованы также для исследований наследственных черт младенцев. Имеются данные, что сегодня около 150 испанских семей ждут, что метод терапевтического клонирования поможет их тяжелобольным детям. Между тем, Европейская уния запрещает, в том числе в Испании, все виды клонирования — независимо от целей и причин. Против этих методов лечения проголосовали также оппозиционные партии Испании. На что им предлагают «взять на себя ответственность за будущее» населения Испании.
Церковь Испании назвала новые методы «отсутствием уважения к нерожденной жизни». Недавно епископат страны опубликовал документ, в котором выступил против техник искусственного оплодотворения, ведь «ведь производство человеческих существ в лабораториях несовместимо с уважением к личности». В документе объясняется, что человеческий эмбрион требует уважения с момента его возникновения, как и каждый человек, и отвергаются все теории так называемых преэмбрионов (эмбрионов, существующих не более 14 дней) как не доказанные и не научные. Испанское духовенство категорически выступает против того, чтобы эмбрион трактовался как «обычный биологический материал» для опытов.
Противники использования человеческих эмбрионов указывают также на то, что эти «лечебные» методы являются по существу вмешательством в природу человека открывают двери клонированию людей. (Portal-Wiara.pl)