Мы познакомились в ныне уж далеком 1976 году. Я вел тогда юмористический раздел в республиканской молодежной газете «Комсомольское знамя». Однажды он появился в нашей редакции... Молодой, подтянутый, с красивой гривой волос, веселый, но настроенный скептически. Дело в том, к тому времени один из его рисунков уже был опубликован, как тогда говорили, на всесоюзном уровне — в «Комсомольской правде», а вот в Киеве работы Юры не печатали. Люди постарше помнят, что в то время идеологические установки и нормы, выработанные в Москве, почему-то с еще большим рвением, чем в белокаменной, выполнялись в Украине. Выслуживались товарищи. И такие люди, как Кособукин, вызывали подозрение.
Нет, в его работах не было ничего «антисоветского». Но своей самобытной графикой и нестандартностью они как бы «выходили за рамки». Ну, и сюжетами тоже. В те годы в СССР, по сути, имело место всего два направления в карикатуре. Первое — внешнеполитическое. Подвизавшиеся на этом поприще «живописцы» привычно изображали в своих твореньях пузатых империалистов в полосатых, как американский флаг, штанах, усатых украинских националистов и крючконосых сионистов. Особое новаторство не приветствовалось. Как, впрочем, и на «внутреннем» направлении при изображении бюрократов, проворовавшихся завскладами и алиментщиков. Юра, диссидентствующим не был. Но ему было глубоко противно изображать всех этих персонажей. Он не бичевал и не агитировал. Он рисовал жизнь, какой ее видел и понимал. И вот это настораживало товарищей из идеологических органов печати, и они его работы браковали.
Я отобрал тогда несколько наиболее понравившихся мне рисунков. И уже первый из них был отмечен на редакционной летучке. Это дало мне возможность опубликовать подряд несколько других работ Юры, а затем размещать в разделе его рисунки чаще, чем карикатуры других авторов. С тех пор и многие годы мы поддерживали товарищеские отношения.
А вскоре огромный талант Юры все же пробил себе дорогу. Его стали печатать во многих изданиях и по всему Союзу, и за рубежом. Известность росла быстро. И через какие-то годы он стал одним из самых знаменитых карикатуристов мира. Юрий Кособукин — лауреат более 400 международных конкурсов карикатуры. В его активе свыше 90 гран-при и первых призов мировых фестивалей веселого рисунка. Друзья и коллеги Юры не раз советовали ему подать информацию о своих достижениях в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку, по их мнению, ни у кого из других художников-карикатуристов во всем мире такого количества престижных побед не имелось. Однако Юре всегда было как-то не до этого...
Что и кто сделали Юрия Кособукина выдающимся мастером жанра? Да, большой талант, да, трудолюбие. Но еще — один человек. Юра сам явил его миру. Это постоянный персонаж его чудесных миниатюр. Я полагаю, Юрия Кособукина можно смело назвать Чарли Чаплином карикатуры. Как и у великого мастера кино, главным героем работ Юры стал маленький, с виду неказистый человечек, который, тем не менее, всегда находит выход из любого положения и вызывает нашу добрую улыбку. Картины Юры всегда были добры, но не слащавы, а также — удивительно смешны. Вот уж кого мы действительно будем вспоминать только с веселой грустью...
Да, жизнь коротка, но искусство — вечно...